Кейс метод в обучении старшеклассников

К активным методам относится кейс метод в обучении. Он является элементом технологии проектирования. Данный метод наиболее эффективен в старших классах. Его уместно применять при работе с документами, информационными материалами, таблицами, диаграммами.

кейс метод в обучении

Интерактивный кейс метод в обучении – цели использования и технологии применения

Когда применяется кейс метод

Очевидно, что кейс метод наиболее востребован на уроках истории и обществознания. Метод требует навыков анализа и обобщения. У школьников уже должны быть умения самостоятельно мыслить, выражать и отстаивать свою точку зрения. Метод предполагает работу с информационными материалами, диаграммами, графиками, таблицами.

Кейс метод -это деятельностный подход в обучении. Ведь в процессе поставленной задачи развиваются навыки принятия решений, формируется устная коммуникация. Метод анализа ситуаций особенно полезен для учащихся. Ведь многие из них сосредоточены больше на запоминание фактического материала, чем на развитие мыслительных навыков.

Этот метод в обучении невозможно использовать без предварительной подготовки школьников. Начальным этапом применения кейс метода является имитационное проектирование. Это совместное рассмотрение и разбор конкретного примера ситуации. на этом этапе используются уже готовые материалы, описывающие ситуацию реальной действительности.

В рамках кейс метода обучения обычно предлагаются конкретные ситуации, в которых описана проблемная ситуация. Моделируемые ситуации под названием «кейсы» используют для того, чтобы воздействовать на воображение учащихся. Исходная информация (текстовая и цифровая) может быть представлена в виде «кейсовых книг». Работа над «кейсовой книгой» осуществляется в группе.

Метод кейсового обучения используется:

а) как основной материал изучаемого курса;

б) как дополнительная часть курса при обсуждении конкретной проблемной ситуации;

в) как проработка отдельной проблемной ситуации.

Наиболее эффективным кейс метод при охвате большого массива фактического материала. Также в случае, когда требуется выработать у учащихся навыки анализа и обсуждения проблем, умения участвовать в дискуссии.

Виды ситуаций, при которых применяется кейс-метод

1. Иллюстративные ситуации, ориентированные на умение идентифицировать проблему.

2. Нормативные ситуации, требующие структурирования представленного в ситуации материала.

3. Функциональные ситуации, основанные на теоретическом знании, требующие аргументации и степени доказательности выбранного решения.

4. Стратегические ситуации – наиболее сложные ситуации. Они состоят из множества противоречивых критериев выбора и не позволяют окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Такие ситуации привлекательны тем, что ориентируются на концептуальное знание.

Дидактические принципы кейс метода

Индивидуальный подход в обучении. Ведь в процессе совместной деятельности над «кейсовой книгой» каждый школьник опирается на собственный стиль познания, собственные способности мышления и возможности дополнять и развивать групповое суждение.

Вариативность как свобода и возможность выбора. Метод опирается на разнообразный материал (текстовый, цифровой) и на различные способы его обработки.

Наглядность обучения обеспечивается широким набором информационных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах.

Прагматичность в познании определяется тем, что работа с кейсами направляет восприятие на поиск информации. Именно она позволяет решить проблему и ответить на вопросы.

Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением в решение «реальных» проблем.

Проблемность обучения опирается на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.

Организация работы на основе кейс метода в обучении

Примерная этапность работы по методу показана на рисунке ниже:

кейс метод в обучении

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности с данной информацией.

Объем работы, которая потребуется для описания ситуации, зависит от того, какие материалы, по мнению педагога, потребуются учащимся.

Предлагаемая к обсуждению проблемная ситуация вначале описывается в ходе лекционного материала. Затем начинается сбор информации по ситуации. Материалы для кейсов учащимися находятся в различных источниках. Работа может идти в формате дебатов, обсуждения в ходе «круглого стола», публичных слушаний, а также в формате исследования.

Варианты организации могут быть следующие:

1) Обучающиеся изучают материалы кейса заранее. Также предварительно знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой. Часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

2) Обучающиеся знакомятся заранее только с материалами кейса. Задания же по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

3) Обучающиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним в группе. Сущность метода – живое обсуждение реальной ситуации и аналитический процесс групповой выработки решения. Данный вариант подходит для кейсов, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции.

4) Обучающиеся продумывают наиболее эффективную форму преподнесения материала. В итоге сравниваются несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

В отличие от традиционных методов, кейс метод в обучении ориентирован на научение. Идет не просто изучение чего-либо, а развитие умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.

Методические рекомендации по разработке кейса

Первоначально учитель определяет тот раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

Важно сформулировать образовательные цели и задачи, решаемые в процессе работы над кейсом.

Разработать проблемность ситуации и создать ее обобщенную модель.

Найти аналог обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.

Выявить источники и методы сбора информации.

Выбрать техники работы с данным кейсом.

Смоделировать желаемый результат по работе с данным кейсом.

Создать заданную модель.

Апробировать в процессе обучения.

Кейс метод в обучении реализуют деятельный подход и индивидуально-личностное развитие каждого школьника. Он позволяет моделировать формы работы, адекватные их социальному опыту. Это способствует развитию самосознания старшеклассников.

Комментарии 1

  • Спасибо, полезная для меня статья. Всё подробно и доходчиво

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *