Исследование как метод обучения развивает информационные и коммуникативные компетенции, так как учит анализировать факты и формулировать свою позицию на их основе, видеть проблемы и понимать, что результаты их исследований являются необходимыми составляющими для анализа полученных данных и формулирования выводов.
Что собою представляет исследование как метод обучения в школе
Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа обучающихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.
Основными этапами организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода являются:
1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
2. Выявление и формулирование общей проблемы.
3. Формулировка гипотез.
4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.
5. Сбор данных.
6. Обсуждение полученных данных.
7. Проверка гипотез.
8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.
9. Применение заключений, выводов.
В исследовательской деятельности отталкиваются от явления (процесса), которое вызывает вопросы. Затем явление описывается на основании измерений. Это описание позволяет строить объясняющую модель явления, которая проверяется в наблюдениях и экспериментах.
Одна из целей исследования как метода обучения – поддержка любознательности и обеспечение ее инструментарием, при помощи которого можно познавать мир. Исследование как метод обучения формирует информационные и коммуникативные компетенции – установление, описание и объяснение фактов.
Применение исследовательского метода обучения на уроке истории в 8 классе
Методические основы урока
Тема урока «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права»
Цель – выявление значения реформ для экономического развития России XIX века.
Задачи:
1. Обучающая – усвоение всеми обучающимися стандартного минимума фактических сведений об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.
2. Развивающая – формирование умения обобщать, сравнивать и решать проблемы, оперировать различными понятиями, умения работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника, к абстрагированию, выдвижению гипотез.
3. Воспитательная – воспитание интереса к прошлому; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.
Оборудование урока: историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А.Н. «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы.
Исследование как метод обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой и творческой деятельности на основе анализа исторических материалов.
Этапы и ход урока
Организационный момент
Школьникам объявляется форма работы на уроке. Обращено внимание на информационные материалы урока. Формируются группы и производится рассадка учащихся.
Актуализация знаний обучающихся
Выдвижение гипотезы. Реформы 60–70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России.
В ходе урока обучающиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней. Тем самым создается мотивация к изучению нового материала.
В вводном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества.
Ученики сами выдвигают предположение, что социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права было успешным, так как крепостничество было главным препятствием развития государства во второй половине 19 в.
Организация групповой работы на уроке и распределение заданий группам обучающихся
Чтобы решить выдвинутые задачи, обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание.
Методом работы обучающихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об уровне социально-экономического развития страны в форме таблиц, учебных карт.
Первая группа
Исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, и документ, помещенный после текста параграфа. Документ называется «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н.
Первой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:
1.Сравнить показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
2.Объяснить, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?
3.Объяснить, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период?
Вторая группа
Изучает уровень развития промышленности в пореформенное время. Используется текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту «Экономическое развитие России во второй половине ХIХв.».
Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопрос:
1. Сравнить показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
2. Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?
3. Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно?
Третья группа
Исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период.
Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и текст документа, помещенный после параграфа, «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера».
Группе предлагается найти ответы на такие вопросы:
1. Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины?
2. Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы?
3. Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности, и наоборот?
Создается экспертная группа. В ее задачу входит анализ предложенных таблиц во время работы трех обозначенных групп. (2–3 ученика). Она составит количественную характеристику изменений социально-экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц).
Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. После работы всех групп эксперты вынесут свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.
Работа обучающихся по группам
На выполнение задания обучающимся дается 10–15 минут. В ходе работы обучающиеся ищут ответы на вопросы. Ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их, делая соответствующие выводы. По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.
Проверка работ групп
При анализе работы 1-й группы обучающиеся показывают успехи в развитии промышленности. По карте выявляют отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период. Они отмечают становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. В заключение делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему, но в развитии этой отрасли экономики были определенные трудности.
При анализе работы 2-й группы выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Выясняются и причины этого кризиса (по учебнику и таблице). Вывод: в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).
Вывод по работе 3-й группы: Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства. Отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.
Работа экспертной группы
Экспертная группа, выслушав выступления обучающихся из трех групп, делает вывод об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период. Группа сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ. Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы.
Рефлексия
В ходе рефлексии идет обсуждение выдвинутой гипотезы. Можно предложить изменить формулировку гипотезы. В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид: «Реформы 60–70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества, тормозившие экономическое развитие».
Исследование как метод обучения предполагает особую организацию процесса обучения. Школьники самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде
Похожие методические материалы