Открытый урок по эстетическому развитию детей

По программе внеурочной деятельности для младших школьников «Народное декоративно-прикладное искусство» разработан и проведен открытый урок по эстетическому развитию.

открытый урок по эстетическому развитию

Открытый урок по эстетическому развитию младших школьников по теме “Народная игрушка из дерева Матрешка”

Организационно-методические основы открытого урока

Цель занятия – формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной Матрешки как символа народного декоративного искусства.

Задачи занятия:

– формировать интерес к образу Матрешки

– развивать цветовое восприятие и творческую активность

– воспитывать эстетический вкус

Интеграция: «Художественное творчество» (развитие наблюдательности и фантазии, способности замечать характерные особенности предметов), «Коммуникация» (расширение словарного запаса), «Социализация» (приобщение детей к национально-культурным традициям, развитие интереса к народным игрушкам).

Оборудование занятия: деревянные игрушки Матрешки, иллюстрации с изображением кукол, силуэты Матрешки из бумаги, цветные карандаши.

Ход открытого занятия

Мотивационная игровая ситуация

Открытый урок по эстетическому развитию начинается с игровой ситуации.

Педагог: «Ребята, сегодня нам принесли корзинку, но, чтобы узнать, что в ней, нужно отгадать загадку:

«Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах –
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!»

Дети сразу угадывают куклу Матрешку.

Информационный материал по технологии создания матрешки

Педагог рассказывает об истории создания матрешки, технологию ее изготовления.

Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир – ее знают во всем мире. Изготавливают куклу из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком.

Матрешкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

(Педагог раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Обычно в Матрешках помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних Матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Визуальное исследование игрушки

Презентация «Русские матрешки» – детям демонстрируются иллюстрации с различными изображениями Матрешки.

Педагог: «Ребята, посмотрите внимательно на куклы. Какие они?»

Дети: «Разные (большие и маленькие), красивые, нарядные, разноцветные».

В ходе рассматривания образцов кукол отмечаются особенности народной игрушки – Матрешка имеет стройную форму, яркий наряд, красивые черные глаза, ротик бантиком, розовый румянец на щеках. Она красивая, нарядная, веселая. А самое занятное то, в большой кукле спряталось целое дружное семейство Матрешек.

В процессе рассматривания кукол обращается внимание на различие орнаментов в росписях изделия.

Физкультминутка

Физкультминутка «Мы веселые Матрешки»:

Веселые матрешки (хлопают в ладоши),
На ногах сапожки (руки на поясе, поочередно ноги вперед на пятке),
Сарафаны пестрые (руки к плечам, повороты туловища направо – налево),
Яркие платочки (наклоны головой влево-вправо),
Любим танцевать (топают ногами),
Раскраснелись наши щечки (потереть щечки),
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры (хлопают в ладоши).

Образная игра

Проводится образная игра «Где находится матрешка?». В процессе игры надо представить, что матрешка находится на столе в классе, класс находится в школе, школа на улице, улица в городе, город в стране, страна на материке, материк на планете Земля, планета Земля находится в Солнечной системе, Солнечная система в Галактике, Галактика во Вселенной… Выдерживаем паузу. Затем более сложная задача – свернуть последовательность: рассказать, где находится матрешка, начиная со Вселенной…

Эта образная работа дает возможность детям осознать величие мироздания и философский смысл куклы и формирует уважение к мастеру, создавшему уникальное изделие.

В ходе образной игры формируется умение детей вести диалог с педагогом и со сверстниками.
Педагог: «Ребята, а вот одна Матрешка почему-то загрустила (обращается внимание на силуэт куклы из бумаги).

Дети: «Она не расписанная».

Практическая работа

Педагог: «Ребята, давайте попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки». Каждому школьнику выдается силуэт куклы.

Во время работы поощряется инициатива детей, придумывающих свои образы, развивающие их фантазию, мышление и воображение.

При выполнении работы наблюдения за детьми позволяют оценить аккуратность, самостоятельность, интерес.

В конце занятия педагог подводит итог: «Какие вы молодцы, ребята, какие славные Матрешки у вас получились (Дети рассказывают о своих Матрешках).

Закрепление

Открытый урок по эстетическому развитию на завершающем этапе предполагает словесные методы закрепления и повторения, методы контроля и самоконтроля.

– В чем отличительные особенности народной деревянной игрушки – куклы Матрешки?
– Где можно применить изделие? (сувенир, подарок)
– Выразите свое отношение к проделанной работе (понравилось – не понравилось, интересно – скучно, хотелось бы – не хотелось бы и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *