Обновление содержания исторического образования и переосмыслением взглядов на развитие общества актуализирует применение игровых технологий на уроках истории. Это объясняется тем, что игра является активной формой учебного занятия, в ходе которого моделируется ушедшее прошлое. Играя, школьники «проживают» историческую ситуацию, эмоционально воспринимая содержание исторического материала.
Особенности и применение игровых технологий на уроках истории в школе
Методологические возможности игровых технологий в преподавании истории
Специфика природы исторического знания такова, что прошлое, запечатленное в исторических источниках, хотя и связано с настоящим, не существует как объективная реальность. Прошлое открывается через поиск и фиксацию исторических фактов.
Это может происходить и посредством проникновения в смысл исторических событий «вживанием» в образ посредством игры. Историческая реальность моделируется осознанием специфики времени, пониманием чувств и мыслей героев прошлого. Такая задача для играющего интересна. Она пробуждает мотивацию к познавательной деятельности.
Игра стимулирует обучение, возбуждая познавательный интерес школьников. Она активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Будучи эмоциональной по своей природе, игра оживляет и делает яркой и запоминающейся даже самую сухую информацию. Если учебная игра правильно организована, то она мобилизует энергию школьников в конструктивном направлении.
Применение игровых технологий на уроках истории способствует творческому развитию, раскрепощает (общение на равных), мотивирует самостоятельную познавательную деятельность. В игре происходит сплочение сверстников, обретение интереса и взаимоуважение, обретение себя.
Особенности игрового обучения на уроках истории
Какие же задачи может решать применение игровой технологии на уроках истории?
Во-первых, образовательные. Усвоение учебного материала идет лучше. Кроме того, расширяется кругозор, ткак как используются дополнительные исторические источников. Во-вторых, развивающие творческое мышление и способности практического применения умений и навыков. И, конечно же, воспитательные. Игра способствует формированию нравственных взглядов. Помогает выработать историческое самосознание. Идет процесс воспитания саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Использование игровых элементов на различных этапах каждого урока стимулирует познавательный интерес школьников, а систематическое применение игровых элементов на уроке помогает формировать предметные компетенции.
Эффект игровой неожиданности вносит разнообразие в учебную деятельность. Игровой компонент позволяет задействовать всех школьников на уроке и способствует применению как индивидуальной, так и групповой работы.
Игровые технологии позволяют применять различные приемы и формы работы. На уроках истории можно включать различные познавательные задания к документам, к изобразительным источникам, к историческим картам.
Целями игры на уроках истории могут быть следующие –воспроизведение в памяти, усовершенствование и углубление знаний, осуществление поиска, развитие логического и творческого мышления, использование полученных знаний в нестандартных ситуациях.
При реализации игровых технологий в преподавании истории привлекается широкий спектр средств обучения. Это могут быть исторические карты, картины, слайды, альбомы, макеты и др.
Исторические игры не должны преследовать такую цель, как механическое заучивание фактов, без осмысливания.
Примеры применения игровых технологий на уроках истории древнего мира
В условиях интенсификации учебного процесса применение игровых технологий на уроках истории может быть различно. Например, использоваться как самостоятельная технология при изучении темы, или как игровой элемент (ситуация) на уроке, а также как урок-игра.