Игровые технологии обучения школьников

Универсальным педагогическим средством является игра, которая привлекательна для детей разного возраста. Как вид деятельности она развивает творчество, сообразительность, инициативу. Игровые технологии обучения активизируют учебную деятельность благодаря скоординированности коллективных и самостоятельных действий.

игровые технологии обучения

Современные игровые технологии обучения детей в школе

Игра и игровые технологии обучения

Основой для развития игровых технологий является игра. Она привлекательна для детей разного возраста. Игра – это и универсальное педагогическое средство, и вид деятельности ребенка. Целью игровой технологии определяется развитие устойчивого познавательного интереса у школьников..

Технология игрового обучения детей предполагает развитие различных видов активности – общения, учения, познания и др. Ведь включение в процесс обучения игры позволяет сформировать процесс активного взаимодействия ее участников.

Важной особенностью этого взаимодействия является формирование личной мотивации школьника – деловой, познавательной, коммуникативный, мотивов самоутверждения и самореализации. В частности, в игровой деятельности школьники нацелены на достижение конкретного результата. Они активно общаются, обмениваясь мнением и знаниями. Происходит корректировка самооценки. Проявляется возможность проверить свои способности.

Особенности игровой технологии обучения

В школе игровая технология может использоваться непосредственно как самостоятельная технология при изучении учебного предмета (раздела, темы) или проведения внеклассной работы, в качестве составной части другой технологии, как прием или ситуация на уроке.

Существенной отличительной особенностью применения игровой технологии в обучении является четко поставленная цель и соответствующие ей педагогические результаты. Они должны быть обоснованными, явно выделенными и характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

При использовании данной технологии на уроке дидактическая цель ставится в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется игровым правилам. Средствами игрыт становится учебный материал. Учебная деятельность приобретает соревновательный характер. Выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

Желание детей достигнуть игровую цель заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать, сравнивать, видеть различия и признаки, группировать. Обязательное выполнение правил требует от школьников совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности.

В проведении уроков с использованием игровых технологий немаловажное значение отводится задаче правильной организации урока. Это может быть урок-игра, урок-соревнование, урок-КВН, урок-аукцион, урок-конкурс, урок-экскурсия, уроки творчества, урок-путешествие и т.д. При всем разнообразии форм игровой интерес не должен вытеснять обучающий интерес.

Этапы игровой технологии обучения

Подготовка, проведение, анализ и обобщение представляют собой основные этапы организации применения игровой технологии обучения.

На этапе подготовки разрабатывается сценарий игры, который включает постановку учебной цели, описание изучаемой проблемы, обоснование задач игры, план игры, описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. На данном этапе формируется пакет материалов, инструкций, правил и установок; определяется состав участников и экспертов.

Непосредственно на этапе игры осуществляется принцип невмешательства в ход игры, за исключением права ведущего вносить коррективы в действия участников при отклонении от игровой цели.

Анализ и обсуждение результатов игры подразумевает обмен мнениями, выводы экспертов, защита участниками игры своих решений.

Достигнутые в игре результаты, сделанные ошибки констатирует и отмечает учитель, в заключении формулирует окончательный итог занятия.

Классификация игр

Многоплановость игровых технологий позволяет классифицировать игры по выработке определенных актуальных навыков.

Исходя из этого, выделяют игры-упражнения, игровые ситуации, игровые дискуссии, ролевые и деловые учебные игры.

Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины и т.д.) способствуют активизации определенных психических процессов, закреплению знаний, проверке их качества, приобретению навыков. Цель упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить навыки или понятия.

Коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями и идеями предполагает игровая дискуссия, которая основана на анализе сути явления или процесса и выбора оптимального варианта решения.

Проблемная ситуация решается через игровую ситуацию, активизируя познавательный интерес, формируя умение анализировать, делать выводы, принимать решение, способствуя внутренней учебной мотивации.

Ролевая игра позволяет воспроизводить и осознавать ситуацию, нести ответственность за принятое решение, создавая атмосферу поддержки и взаимопомощи, способствуя усвоению нового материала, овладению определенным видом деятельности.

Деловая учебная игра моделирует деятельность по решению сложной проблемы и принятию определенного решения.

Сложность игровых технологий заключается в том, что, с одной стороны, игра связана с непринужденностью и самопроизвольностью деятельности, а с другой стороны – обучение через игру носит целенаправленный характер, ставит определенные дидактические цели и предполагает достижение конкретного результата.

курсовые и дипломные работыПохожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *