Для формирования определенных впечатлений, наблюдений и представлений у детей применяются аудиовизуальные технологии обучения. Особенность их состоит в воздействии одновременно на два анализатора восприятия – слуховой и зрительный. Это и предопределяет привлекательность их использования.
Аудиовизуальные технологии обучения и их применения в начальных классах
Основные функции технологии
Средства наглядности
Учет возрастных особенностей младших школьников предполагает активное использование наглядных средств обучения.
Наглядные средства обучения:
– обеспечивают мотивационно-побудительный уровень общения
– мобилизуют психическую активность учащихся
– расширяют объем усваиваемого материала
– снижают утомление
– тренируют творческое воображение
– облегчают весь процесс обучения .
Среди многообразия видов наглядности наиболее популярна на младшей ступени обучения аудиовизуальная наглядность.
К аудиовизуальным или зрительно-слуховым средствам можно отнести фильмы, телепрограммы, мультимедийные компьютерные программы.
Активноу роль в при реализации аудиовизуальных технологий играют мультимедийные программы учебного назначения. Они не просто предоставляют предметную информацию в виде текста или иллюстрации. Электронные пособия моделируют любой процесс в динамике на уроках естествознания. Дают возможность увидеть фрагмент исторического фильма на занятиях по истории. Позволяют услышать стихотворение (чтение) или музыкальное произведение (музыка).
Аудиовизуальные средства обучения в форме мультимедиа позволяют учителю эффективно организовать наглядность учебного материала, руководить им и управлять.
Дидактический материал
Аудиовизуальные средства обучения рассматриваются как дидактические аудиовизуальные материалы. Они определенным образом сохраняют обучающую информацию, рассчитанную на одновременное зрительное и слуховое восприятие.
Особенности дидактики технологии:
– обладание высокой информационной насыщенностью
– рациональнальная подача учебной информации
– динамичность преподнесения учебной информации
– яркость, выразительность и информационная ценность зрительно-слуховых образов
– создание эмоционального фона учебного процесса
Все это является важным для обучения в начальной школе.
Методика применения аудиовизуальных средств обучения
Эффективность усвоения учебного материала зависит не только от одновременного задействования зрительного и слухового канала восприятия, но и от правильности методического применения аудиовизуальных материалов.
Применение аудиовизуальных технологий обучения должно учитывать следующие психологические моменты:
1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в процессе усвоения;
2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
Аудиовизуальные средства не должны заменять учителя, а лишь помогать ему. Их применение требует предварительной работы. Нужно обозначить место и роль наглядности в учебном материале. Учащихся следует подготовить к их восприятию и рассчитать затрачиваемое время на его демонстрацию. Обязательно смысловая нагрузка аудиовизуального материала должна быть соединена с теоретическим материалом. Демонстрация материалов обязательно должна сопровождаться комментариями учителя и концентрации внимания учащихся на наиболее важных моментах.
Применение аудиовизуальных средств требует специальной организации этапа урока – постановка проблемы (задачи) до просмотра и беседа по поставленной проблеме (задаче) после просмотра. Это активизирует познавательный интерес школьников.
Поскольку применение аудиовизуальных средств обучения повышает нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, то их использование должно подчиняться гигиеническим нормам. Так, общая продолжительность материала на одном уроке не должна превышать 15 минут. Демонстрация фрагмента не должна превышать 4-5 минут.
Аудиовизуальные технологии в обучении будут эффективными при овладении учителем основных методических приемов использования наглядных и дидактических средств обучения.