Аудиовизуальные технологии обучения

Для формирования определенных впечатлений, наблюдений и представлений у детей применяются аудиовизуальные технологии обучения. Особенность их состоит в воздействии одновременно на два анализатора восприятия — слуховой и зрительный. Это и предопределяет привлекательность их использования.

аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальные технологии обучения и их применения в начальных классах

Основные функции технологии

Средства наглядности

Учет возрастных особенностей младших школьников предполагает активное использование наглядных средств обучения.

Наглядные средства обучения:

— обеспечивают мотивационно-побудительный уровень общения

— мобилизуют психическую активность учащихся

— расширяют объем усваиваемого материала

— снижают утомление

— тренируют творческое воображение

— облегчают весь процесс обучения .

Среди многообразия видов наглядности наиболее популярна на младшей ступени обучения аудиовизуальная наглядность.

К аудиовизуальным или зрительно-слуховым средствам можно отнести фильмы, телепрограммы, мультимедийные компьютерные программы.

Активноу роль в при реализации аудиовизуальных технологий играют мультимедийные программы учебного назначения. Они не просто предоставляют предметную информацию в виде текста или иллюстрации. Электронные пособия моделируют любой процесс в динамике на уроках естествознания. Дают возможность увидеть фрагмент исторического фильма на занятиях по истории. Позволяют услышать стихотворение (чтение) или музыкальное произведение (музыка).

Аудиовизуальные средства обучения в форме мультимедиа позволяют учителю эффективно организовать наглядность учебного материала, руководить им и управлять.

Дидактический материал

Аудиовизуальные средства обучения рассматриваются как дидактические аудиовизуальные материалы. Они определенным образом сохраняют обучающую информацию, рассчитанную на одновременное зрительное и слуховое восприятие.

Особенности дидактики технологии:

— обладание высокой информационной насыщенностью

— рациональнальная подача учебной информации

— динамичность преподнесения учебной информации

— яркость, выразительность и информационная ценность зрительно-слуховых образов

— создание эмоционального фона учебного процесса

Все это является важным для обучения в начальной школе.

Методика применения аудиовизуальных средств обучения

Эффективность усвоения учебного материала зависит не только от одновременного задействования зрительного и слухового канала восприятия, но и от правильности методического применения аудиовизуальных материалов.

Применение аудиовизуальных технологий обучения должно учитывать следующие психологические моменты:

1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в процессе усвоения;
2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Аудиовизуальные средства не должны заменять учителя, а лишь помогать ему. Их применение требует предварительной работы. Нужно обозначить место и роль наглядности в учебном материале. Учащихся следует подготовить к их восприятию и рассчитать затрачиваемое время на его демонстрацию. Обязательно смысловая нагрузка аудиовизуального материала должна быть соединена с теоретическим материалом. Демонстрация материалов обязательно должна сопровождаться комментариями учителя и концентрации внимания учащихся на наиболее важных моментах.

Применение аудиовизуальных средств требует специальной организации этапа урока – постановка проблемы (задачи) до просмотра и беседа по поставленной проблеме (задаче) после просмотра. Это активизирует познавательный интерес школьников.

Поскольку применение аудиовизуальных средств обучения повышает нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, то их использование должно подчиняться гигиеническим нормам. Так, общая продолжительность материала на одном уроке не должна превышать 15 минут. Демонстрация фрагмента не должна превышать 4-5 минут.

Аудиовизуальные технологии в обучении будут эффективными при овладении учителем основных методических приемов использования наглядных и дидактических средств обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.