Cамым эффективным средством общения с детьми всегда были и есть сказки. Ведь в них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы – добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Ребенок познает и учится анализировать окружающий мир. Так происходит нравственное воспитание сказкой.
Родительское собрание «Воспитание сказкой детей младшего возраста»
Роль сказки в воспитании детей
Наиболее любимы детьми народные сказки. Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия. Оно сопряжено с борьбой светлых и темных сил. Чудесный вымысел завораживает.
Эффективность воспитания сказкой очевидна. Ведь поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании ребенка. Через символы он «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных».
Сегодня психологами установлен механизм влияния сказки на внутренний мир ребенка. Происходит перенос качеств, поступков и всей ситуации на себя. Слушая, ребенок активно трудится. Он выбирает, оценивает, радуется, плачет. Значителен и сам выбор любимой сказки.
Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло.
Дети уже в процессе первого чтении ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношению к персонажам сказок. Они всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.
Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира… Все это ребенок радостно встречает и в сказке. В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания.
Сказки передают основные жизненные принципы и опыт предыдущих поколений, дают ощущения своей сопричастности с миром людей, восстанавливают связи с родовой и семейной памятью, формируют духовно-нравственное становление личности и моральной компетентности ребенка.
Сказка как средство воспитания и терапия
Значение сказочного содержания ребенком обогащается личностными смыслами. Отклик в душе возникает, если сказка увлекает ребенка, дает возможность для разнообразных толкований. Тогда между семантическим пространством сказки и семантическим пространством детской души возникает взаимное отображение. Момент его возникновения переживается как узнавание, понятность, сходство.
Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта. Ребенка захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношение к себе и к миру.
Более того, сказка способствует решению одной из ряда причин неблагополучного развития ребенка – внутреннюю дисгармонию развития.
Психотерапевтический эффект сказки достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета. Сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы. Воспитание сказкой эффективно, так как она более информативна, чем обычная стиснутая речь.