Воспитание сказкой детей младшего возраста

Cамым эффективным средством общения с детьми всегда были и есть сказки. Ведь в них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы – добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Ребенок познает и учится анализировать окружающий мир. Так происходит нравственное воспитание сказкой.

Воспитание сказкой

Родительское собрание “Воспитание сказкой детей младшего возраста”

Роль сказки в воспитании детей

Наиболее любимы детьми народные сказки. Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия. Оно сопряжено с борьбой светлых и темных сил. Чудесный вымысел завораживает.

Эффективность воспитания сказкой очевидна. Ведь поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании ребенка. Через символы он «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных».

Сегодня психологами установлен механизм влияния сказки на внутренний мир ребенка. Происходит перенос качеств, поступков и всей ситуации на себя. Слушая, ребенок активно трудится. Он выбирает, оценивает, радуется, плачет. Значителен и сам выбор любимой сказки.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло.

Дети уже в процессе первого чтении ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношению к персонажам сказок. Они всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира… Все это ребенок радостно встречает и в сказке. В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания.

Сказки передают основные жизненные принципы и опыт предыдущих поколений, дают ощущения своей сопричастности с миром людей, восстанавливают связи с родовой и семейной памятью, формируют духовно-нравственное становление личности и моральной компетентности ребенка.

Сказка как средство воспитания и терапия

Значение сказочного содержания ребенком обогащается личностными смыслами. Отклик в душе возникает, если сказка увлекает ребенка, дает возможность для разнообразных толкований. Тогда между семантическим пространством сказки и семантическим пространством детской души возникает взаимное отображение. Момент его возникновения переживается как узнавание, понятность, сходство.

Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта. Ребенка захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношение к себе и к миру.

Более того, сказка способствует решению одной из ряда причин неблагополучного развития ребенка – внутреннюю дисгармонию развития.

Психотерапевтический эффект сказки достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета. Сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы. Воспитание сказкой эффективно, так как она более информативна, чем обычная стиснутая речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *