Ценностные ориентиры современных старшеклассников

Ошибочно полагать, что родительское внимание важно только маленьким детям. Нередко в семье между родителями и детьми юношеского возраста возникают трудности общения. Разногласия и отчужденность в основном потому возникают, что ценностные ориентиры современных старшеклассников игнорируются родителями. Родительское собрание на эту тему поможет понять своих взрослых детей и построить с ними правильные отношения.

ценностные ориентиры современных старшеклассников

Родительское собрание на тему “Ценностные ориентиры современных старшеклассников”

Цель родительского собрания – формирование положительных установок родителей на отношения со своими взрослыми детьми, основанные на стремлении к пониманию и уважению их ценностных ориентиров.

Воспитание взрослых детей – что еще кроме любви

Старший школьный возраст – это определенный возрастной этап развития личности. Обозначается как юношество. Психологические особенности юношества связаны, прежде всего, с переходом из детства в самостоятельную взрослую жизнь.

Старшие дети (16-18 лет) уже почти взрослые люди. Они понимают, что им надо готовиться к самостоятельной жизни и поэтому страстно стремятся разобраться в тех сложных проблемах, которые встают перед ними. Они хотят выработать собственные взгляды.

Именно поэтому воспитание детей старшего возраста требует от родителей внимательного отношения к ним. Нужно быть готовыми не только понимать их внутренний мир, но и воспринимать ценностные ориентиры современных старшеклассников.

Самое сложное состоит в том, что родители должны осознавать, что воспитание юношеских чувств, характера и нравственных ценностей происходит в повседневной семейной жизни, и что старшим детям недостаточно просто родительской любви.

Но и даже при таком понимании и осознании не все родители знают, как говорить со своими повзрослевшими детьми, как передать семейные ценности, и при каких условиях родительские слова будут услышаны и восприняты детьми.

Родителю полезно иногда отрешаться от мысли, что он знает своего ребенка, и посмотреть на него со стороны и проверить, а все ли благополучно у него в душе? Если взрослый сын (или дочь) обращается со словами: «Перестаньте меня воспитывать!» или со скукой выслушивает родительские нравоучения – это уже сигнал тревоги, который нельзя оставлять без внимания. Необходимо постараться понять, почему нарушен контакт.

Кратко о психологических возрастных отличиях

Понимание взрослых детей начинается с ознакомления с психологической характеристикой возраста. Невозможно строить отношения с ними, предполагая, что сын или дочь до сих пор несмышленый ребенок.

Для старшего школьного возраста характерны осознанность и самостоятельность в оценке окружающего мира и в самооценке. В своих суждениях старшеклассники опираются на обобщенные моральные критерии.

Юношеская зрелость проявляется в сфере общения. Ими осознается принадлежность не только к семье, но и к кругу друзей, школьному коллективу и другим общественным отношениям.

Взрослые дети ясно видят различия взглядов и идеалов в обществе. Это неизбежно стимулирует желание найти себя, стать самим собой. Несмотря на то, что у старшеклассника существует свобода выбора и отсутствует социальная скованность, именно идентификация является главной психологической трудностью возраста.

Формирование идеалов является ключевым моментом процесса самоопределения и самовоспитания старшеклассника. Юношеские идеалы могут формироваться на основе:

– конкретного образа, свойственного человеку, в котором видится воплощение высоко ценимых юношей качеств;

– обобщенного образа, представляющего собой совокупность лучших личностных качеств.

Не всегда образцом для подражания может быть достойный образ, часто привлекательные для старшеклассника черты отрицательной личности принимаются как идеальные, или же используются неразумные способы (бравирование, рискованность, импульсивность, лихачество).

Заблуждения, предубеждения и неправильные установки у детей старшего школьного возраста связаны с недостаточным уровнем осознания нравственных понятий, с неправильным воспитанием в семье, негативным влиянием жизненных обстоятельств и окружающей их действительности.

Основные ценностные ориентиры современных старшеклассников

Возрасту характерны определенные содержательные особенности. Вот основные ценностные ориентиры современных страшеклассников – самопоределение, стремление к самовоспитанию и проявлению собственной индивидуальности, социальная критика и агрессивность.

Главное содержание юношеского возраста – самоопределение. Это означает, что старшеклассник начинает “примерять”на себя различные социальные роли, ищет идеалы, стремится сложить определенный образ жизни.

В процессе этих поисков старшеклассник интересуется чертами своей личности. Он обращает внимание на свои чувства и переживания, самостоятельно анализирует и оценивает себя. Не всегда самооценка может быть объективной. Для юношеского возраста свойственно переоценивать себя, нередко при этом проявляя высокомерие, самолюбие, тщеславие.

Стремление к самовоспитанию – еще одна психологическая особенность старшего школьника. Достаточно зрелое самосознание толкает взрослых детей к преодолению поведенческих недостатков и к развитию в себе положительных качеств.

Чувство взрослости у старшего школьника трансформируется в чувство самоутверждения и самовыражения, проявляющееся в стремлении проявить свою индивидуальность. Именно эта психологическая особенность старшеклассника вынуждает его использовать различные пути и способы обратить внимание на свою личность.

Коллектив сверстников оказывает влияние на формирование юношеской личности, тем, что определяет направленность взаимоотношений, шлифует характеры. Суждения, позиции и оценки для старшеклассника имеют решающее значение.

Социальная критика и агрессивность в личностных характеристиках являются специфическим проявлением активности. Негативизм и критика отражают несогласие юноши с тем, что не соответствует его идеалу. Агрессивность же отражает бедность ценностных ориентаций, неразвитость нравственных представлений, примитивность интересов, неустойчивость увлечений. Как правило, у таких старшеклассников обнаруживается неправильная самооценка (заниженная или завышенная), высокий уровень тревожности и эмоциональная напряженность, эгоцентризм, преобладание защитных механизмов, регулирующих поведение.

Неадекватная идентичность юноши свидетельствует о проблемах самоопределения, что в дальнейшем может выражаться в неспособности построить жизненные планы и формированию негативной идентичности. Негативная идентичность опасна тем, что размывает творческие способности и приводит к выбору отрицательных образцов для подражания и для формирования агрессивной модели поведения.

Родители и взрослые дети: проблемы взаимного уважения

Живой пример родителей – величайшая сила воспитания детей, особенно старшего возраста. Однако эта педагогическая аксиома часто не принимается во внимание. Родители забывают, что дети все видят, все замечают: родительскую принципиальность или половинчатость, трудолюбие или отвращение к труду, такт или грубость в отношении к людям, а также другие родительские качества, привычки и взгляды.

Взрослые дети хотят от родителей, прежде всего, уважения. Уважение – ключ к пониманию взрослых детей. Но что значит уважать детей?

Первое. В отношении детей взрослые ведут себя как руководители, используя готовые наборы мыслей, советов, нотаций. Это очень легко, так как освобождает от необходимости вникать в думы и настроения детей, в их конкретные поступки и действия, в причины их ошибок и неудач. Однако при этом теряется взаимопонимание, общение, портятся отношения. Бесконечные повторения азбучных истин, которые любят повторять родители, приводят вначале к скуке, а затем и раздражению со стороны детей.

Второе. Уважать – значит не допускать ложь. Между тем взрослые лгут часто, оберегая свой авторитет. Детская наблюдательность быстро выявить маневр. Это способствует росту недоверия и отчуждения со стороны взрослого ребенка.

Третье. Уважение означает признание индивидуальности, наличия собственных взглядов и позиций. Даже если взгляды еще не совсем зрелые, к ним следует относиться серьезно. Собственный взгляд убережет от негативного влияния. Главное – взгляды юношей и девушек должны развиваться в правильном направлении, для этого необходимо не навязывать готовые догмы, а помогать формированию самостоятельного мышления и суждений.

Воспитание детей старшего возраста невозможно, если нет «общего языка» с ними. Что такое «общий язык»? Это образное выражение сходства в понимании жизни, в принципиальных позициях, взглядах, мировоззрении и мироощущении, а знание психологических особенностей старшеклассников позволить лучше понять их стремления.

Как сформировать в семье общие ценностные ориентиры

Микроисследование “Смысл жизни”

Классный руководитель накануне родительского собрания проводит подобное микроисследование со старшеклассниками.

Обсуждение с детьми на классном собрании и затем на родительском собрании помогает ориентироваться в мире взаимных нравственных представлений.

Работа может быть построена как индивидуальное исследование, так и как коллективное обсуждение.

Родителям предлагается обсудить совместно качества человека, необходимые для успеха (либо предложить индивидуальный вариант).

Классный руководитель сообщает родителям результаты обсуждения в классе. Либо каждому родителю индивидуально представлены результаты ответов их детей.

Карточка 1. Отметьте какие качества могут помочь человеку добиться успеха (не более 5 позиций).

Карточка 2. Отметьте, какие нравственные принципы вы признаете в жизни.

анкета ценностные ориентиры современных старшеклассников

Освоение доверительных взаимоотношений родителей и их взрослых детей – важная задача родительского собрания. По включенности родителей в обсуждение вопросов, по эмоциональной сопричастности можно понять системунравственных ценностей, жизненных ориентиров в семье старшеклассника.

Постановка проблемной ситуации – имеет ли значение пример родителей

Тезис 1. “У хороших родителей хорошие дети”. С этой истиной никто не спорит… кроме самой жизни.

Тезис 2. “Ни хороший пример, ни разговоры на моральные темы, ни образ жизни родителей не помогают”. Как сделать, чтобы молодежь сама захотела жить так, как мечталось родителям?

Анализ случаев, когда несмотря на хороший пример, дети сбиваются с пути.

Ситуация 1

“Родители Т. интеллигентные люди. Прекрасные специалисты. Работают с увлечением. Словом, их пример мог натолкнуть сына только на хорошее. Как случилось, что он учиться не хочет, прогуливает уроки, стремится только к удовольствиям?”

Выводы после обсуждения – по существу люди жили рядом, но не вместе. Сын смотрел на родителей как смотрят в кино на положительных героев, которые не вызывают сочувствия, так как далеки. А юность ищет других отношений. Не найдя душевной близости с родителями, он потянулся к тем, кто его понимает – к его знакомой кампании.

В семье, где нет душевной близости с детьми, совместных дел, часто дети становятся неблагополучными.

Ситуация 2

“Родители В. трудолюбивые и добросовестные люди. Для того, чтобы обеспечить детей всем самым лучшим, берут сверхурочную работу. Приходят домой поздно и усталые. У них нет времени для отдыха и радостных впечатлений. Дочь не смогла согласится с образом жизни родителей и ушла из дома.”

Такой пример, где нет полноценной и яркой жизни не может быть привлекательным, а принципы жизни родителей будут только дискредитированы в глазах детей.

Ситуация 3

Иногда плохой пример оказывает положительное влияние, а иногда развращает молодых людей.

В семье Д. отец пил и безобразничал. Сын проникся ненавистью к пьянству и на всю жизнь. А в другом случае отец сделал сына соучастником плохого – “Давай выпьем вместе, ведь ты уже взрослый!” В результате сын тоже стал увлекаться спиртными напитками.

Выводы

Неверно считать, что решающее значение при воспитании молодежи имеет личный пример. Только личного примера недостаточно. Нужно, во-первых, чтобы пример был обаятелен, вызывал желание подражать, соответствовал ценностным ориентирам современных старшеклассников. И, во-вторых, должен быть общий опыт детей и родителей.

В результате обсуждения примеров детско-родительских отношений подводим к выводу.

Вернее говорить, не просто о решающем значении родительского примера. Речь должна идти о решающем значении соучастия детей и в жизни родителей.

Домашнее задание. Хотят ли ваши дети походить на вас? А если нет, попробуйте разобраться, чего вам не хватает, чтобы ваш образ жизни был для них притягательным. Насколько не совпадают ваши и ценностные ориентации современных старшеклассников?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *