Какова роль семьи в воспитании ребенка

Возможно, не каждый родитель до конца осознает, какова роль семьи в воспитании ребенка и какова значимость самого родителя. Но именно родители, прежде всего, воспитывают ребенка. Затем только воспитатели детского сада и учителя в школе. И, наконец, все те люди, которые встречаются им на жизненном пути.

Воспитание детей в семье есть педагогический процесс. И неважно, имеет ли родитель соответствующее специальное образование или нет. Он всегда – педагог для своего ребенка, инженер его души.

Конечно же, у каждого взрослого есть свои представления о воспитании детей в семье. Согласно которым вольно или невольно он оказывает воздействие, порой далеко не позитивное. И как тогда уберечь ребенка от неосознанного негативного родительского влияния? Что нужно понять о семейном воспитании? Что делать, чтобы дети выросли счастливыми, успешными, самодостаточными?

какова роль семьи в воспитании ребенка

Родительское собрание на тему “Какова роль семьи в воспитании ребенка”

Цель – включение родителей в анализ роли семейных принципов, ценностей и представлений в процессе воспитания детей.

О родительских подходах к воспитанию ребенка

Не секрет, что те или другие методы воспитания достаются родителям по наследству. Каждый из них считает правильным выбранные методы и способы влияния на детей, не всегда задумываясь о возможных последствиях. Ну, а как же? они-то сами выросли хорошими. Однако дети часто “расплачиваются” за те ценности и принципы, которые закладываются в процессе их воспитания родителями.

Нередко можно услышать жалобы родителей на своих непослушных детей. Почему-то ребенок проявляет качества, которые в нем не воспитывались. Объясняют это влиянием сторонних факторов (плохими друзьями, плохими фильмами, интернетом и т.п.). Взрослые часто забывают, что всюду и всегда вместе с ними внимательные и зоркие глаза их детей. Дети видят, слышат и чувствуют действительное отношение родителей ко всему, что происходит вокруг и рядом. Ведь именно так у детей формируется взгляд на мир. И так затем они живут и проявляют себя. Ребенок пропускает в свою жизнь то, на что ориентируется и что выбирает его родитель.

И, пожалуй, нет такого родителя, который желал бы своему ребенку быть злым, грубым, безответственным, бессовестным, а главное несчастливым… Да, да, речь идет в первую очередь о человеческих качествах. Люди чувствуют, а некоторые и знают, что именно определенные качества человека есть те основы, которые закладываются в жизненный фундамент и в итоге определяют ее содержание.

Родители в своем стремлении “сделать” ребенка идеальным (что чаще всего и не получается) стараются “впихнуть” в малыша свои представления о добре, красоте, чести. Известно, что ЧЕМ родители “напитали” ребенка в первые три года его жизни, ТЕМ он и станет. И как же нужно не любить ребенка, чтобы воспитать его так, чтобы ему пришлось через страдания (а неправильное воспитание детей прежде всего отражается на системе взаимоотношений) умерять свои желания и свои стремления, чтобы достижение их не мешало другим людям. Получается так называемое “хождение по мукам”, при этом родители часто не просто ждут, а и требуют от детей благодарности.

С чего начинается семейное воспитание детей

Принципы, ценности и представления ребенка формируются отношениями в семье.

Искаженные жизненные принципы и ценности взрослых искажают и внутренний мир ребенка. Самое худшее – искажаются представления о достоинстве, устанавливается низкий порог совести, нарабатывается стремление к присвоению и жадности как качества взаимоотношений, скаредность же опускает человека в тяжелые взаимоотношения, свобода загоняется в жесткие схемы.

Результатом искаженных принципов является невежество. На поле невежества вырастают сорняки – плохие качества, плохое поведение, плохие отношения. Через стремление преодолеть плохое человек неизбежно втягивается в борьбу со своими и чужими недостатками, которая только усиливает их.

А ведь роль семьи в воспитании совсем другая – 1) раскрыть ребенку путь гармоничного восприятия себя, людей и окружающего мира, 2) оградить хрупкий внутренний мир ребенка от проникновения чуждого и агрессивного.

Дверью в этот наполненный жизнью мир становятся принципы и ценности.

Деловая игра. Мир семейных ценностей

Ход игры

1. Родителям предлагается коллективно составить список ценностей (например, знание, доброта, Родина, деньги, справедливость, природа и т.п.). Список фиксируется на доске.

2. Разбить участников игры по парам (или по 3-4 человека, в зависимости от количества присутствующих) и после обсуждения в группах предложить объяснить, почему та или иная ценность является важной в жизни человека.

3. Задача слушающих – понять возможные опасности, которые стоят за фанатическим подчинением жизни человека утверждаемой ценности.

4. В итоге учитель обращается к родителям с просьбой подумать, какие ценности они выбирают для себя в качестве самых важных в жизни, и какую роль в семейном воспитании детей они играют. Эти вопросы вслух не обсуждаются.

Тестирование по методике Рокича

Родителям предлагается пройти тест по методике М. Рокича “Ценностные ориентации”. Результаты теста также вслух не обсуждаются.

Скачать методические материалы Ценностные ориентации по Рокичу

В качестве домашнего задания родителям предлагается подумать: “Какие нравственные принципы, исходя из выбранных Вами ценностных ориентаций, Вы действительно передаете своим детям”.

Подведение итогов собрания и постановка новой проблемы

Воспитание детей начинается с воспитания родителем себя, с осознания и преображения ими своего внутреннего мира, своей силы семейных ценностей и принципов. Нет никакой другой силы, которая оказывает воздействие на ребенка до глубины его души. В этом и состоит особая роль семьи в воспитании ребенка.

Воспитательный процесс предполагает механизм действия. Что же нужно делать? Об этом разговор пойдет на следующем родительском собрании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *