Одной из важных проблем педагогической деятельности является проблема развития учебной мотивации у школьников. Учебная мотивация не только запускает (инициирует) то или иное поведение, но и поддерживает протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности.
Учебная мотивация – значение, формирование, изучение
Что такое учебная мотивация
Обычно отмечают три типа отношения школьников к учению – отрицательное, нейтральное и положительное. Как же сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности и от чего она зависит?
Ряд факторов определяют мотивацию к учебной деятельности. К факторам общего плана относятся, например, система образования, организация образовательного процесса. К более конкретным факторам можно отнести интерес ребенка к определенному учебному предмету, отношение к личности учителя и т.д. Конечно же, индивидуальные особенности ребенка играют исключительную роль. Существует прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и положительными мотивационными тенденциями.
Для того, чтобы мотивировать учебную деятельность ребенка нужно затронуть важные его интересы, создать условия для реализации себя. Интерес к учебе появится у ребенка, если он испытает свой успех, увидит себя в результатах своего труда и ощутит свою значимость.
В учебной мотивации всегда присутствует доминирующий мотив, ведь интерес к учебе является следствием. Следствием чего? Оказывается, мотивации успеха или мотивации боязни неуспеха.
Мотивация успеха однозначно позитивна. В этом случает действия ребенка направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Дети с такой мотивацией обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Предпочитают брать на себя средние трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства.
А вот мотивация боязни неуспеха относится к негативной сфере. При данном типе мотивации ребенок стремится избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. Еще ничего не сделано, а он уже боится возможного провала и думает о путях его предотвращения, а не о способах достижения успеха.
Как формировать учебный интерес на уроке
Для создания интереса к учебной деятельности важно детям дать возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ребенка. Поэтому для воспитания устойчивого интереса к учению нужно использовать такие вопросы и задания, решение которых требует активной поисковой деятельности.
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Приемы учебной работы на уроке должны быть достаточно разнообразны. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интерес к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Методика исследования мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан)
В основе мотивации на успех – активность и потребность в достижении успеха. Мотивации на неудачу связана идея избегания и идея негативных ожиданий.
Процедура исследования. Каждому испытуемому были даны текст с перечнем утверждений и инструкция действий.
Инструкция:
Соглашаясь или нет с приведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует быстро, подолгу не задумываться. Ответ, первым пришедшим в голову, как правило, является и наиболее точным.
Обработка результатов. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.
Ключ к опроснику:
Ответ “ДА”: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ “НЕТ”: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.