Профессиональная компетентность педагога

Главным ресурсом качества образовательного процесса является профессиональная компетентность педагога. Сегодня востребован учитель, способный свободно и активно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания.

профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога – педагогические аспекты формирования и развития

Понятие профессиональной педагогической компетентности

Что же такое профессиональная компетентность педагога? Сегодня существует многообразие трактовок рассматриваемого понятия. Несмотря на это можно констатировать, что большинство исследователей сходятся в одном. Педагогическая компетентность обеспечивает устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся. В качестве основных условий выступают его профессиональная подготовленность. В результате нарабатываемого профессионального опыта развивается профессионализм педагога.

Каждый учитель является одновременно преподавателем и воспитателем. Учитель не должен забывать, что воспитывает учеников не только его преподавание, но и его личные качества, его отношение к своим обязанностям и все его поведение.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания – необходимое, но не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются лишь предпосылкой педагогических умений и навыков. Что собой представляют педагогические умения? Это умение ставить задачи, программировать взаимодействия, выполнять педагогические действия, изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство не является предопределенным врожденными особенностями, задатками, а обусловлено уровнем профессиональной компетентности. знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Мастерство есть знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Мастерство формируется на основе практического опыта. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Многие педагоги наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности. Эти трудности вызваны неумением предвидеть возможные затруднения и незнанием действии и их последовательности. Конечная цель может просто теряться в суматохе повседневности. Знание методики преподавания еще не делает педагога мастером. Важно знание психологии детей, и более того – умелое применение методики благодаря этому знанию.

Профессиональная компетентность педагога выступает условием становления и развития его педагогического мастерства.

Исследование профессиональной компетентности педагога

Большая часть рабочего дня педагога протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому наиболее значимой является проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Изучение мотивационного компонента развития коммуникативной компетенции можно осуществить методом анкетирования. Изучая мотивационную основу деятельности учителей на основе анкеты «Мотивы трудового поведения», определяется, что движет учителями, от чего они получают наибольшее удовлетворение. Анализируя результаты можно увидеть ведущий мотив для педагога, проблемы в формировании мотивационной сферы.

Анкета «Мотивы трудового поведения»

анкета мотивы трудового поведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *