Дидактическая игра как метод обучения на уроке

Тесно связаны с учебным процессом и направлены на решение конкретных задач обучения детей дидактические игры. Дидактическая игра как метод обучения позволяет педагогически управлять детской игрой. Она учитывает воспитательные потенциалы самой игры и психологические особенности развития ребенка.

дидактическая игра как метод обучения

Современная дидактическая игра как метод обучения на уроках русского языка в школе

Дидактические игры и игровые приемы на уроке

Интеллектуальная дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Среди таких игр разнообразные лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.

Дидактическая игра как метод обучения такова, что учебно-воспитательная цель, реализуемая через игровую задачу, скрыта от детей. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Применение дидактических игр на уроке вызывает интерес к занятиям по русскому языку. При включении детей в ситуацию дидактической игры изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.

Методика проведения дидактических игр на уроке

Повторение состава слова. Фрагмент урока русского языка

Цель урока – создание условий для повторения состава слова и способов словообразования.

Задачи урока:

1. Отработать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели.

2. Развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий.

3. Воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.

На этапе повторения изученного материала на уроке используется дидактическая игра как метод обучения.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон»

Цель игры – создание условий для закрепления состава слова, научение видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Учитель: “Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.”

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

Забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Учитель: “Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.”

Поезд № 2.

Чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Учитель: “Запишите слова с суффиксами. Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.”

Поезд № 3.

Посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками.

“Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.”

Правописание. Словообразование. Фрагмент урока русского языка

Цель урока – повторение изученных в первом полугодии орфограммы, способов словообразования

Задачи урока:

1. Закрепить знания учащихся в области правописания орфограмм, в области словообразования, изученных в первом полугодии.

2. Развивать речь, мышление учащихся через выполнение упражнений; развивать самоконтроль, умение применять знание на практике.

3. Воспитывать аккуратность при работе в тетради; способствовать формированию интереса через дидактическую игру.

Методика проведения дидактической игры применяется на уроке на этапе повторения изученного.

Дидактическая игра «Чудо – дерево»

Цель игры – создание условий для комплексного повторения способов словообразования.

“Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое. Нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды.”

Первая команда образовывает слова с корнем шум. Вторая команда образовывает слова с корнем зверь. Третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов.

Каждый член команды образовывает по одному слову. Слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверек, звериный.

“Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.”

Слова с корнем шум. Бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса. Способ словообразования приставочно-суффиксальный. Шумный, слово образовано с помощью суффикса. Способ словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. Аналогичная работа со словом зверь, например, зверюшка, звериный.

Третья команда рассказывает о способе словообразования.

“Молодцы ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и конечно хорошо усвоили материал. ”

Правописание частей слова. Фрагмент урока русского языка

Цель урока – отработка способов проверки орфограмм во всех частях слова.

Задачи урока:

1. Работать над навыками проверки орфограмм в различных частях слова.

2. Отрабатывать умение работать с правилом.

3. Воспитывать интерес к русскому языку через дидактическую игру, воспитывать ответственное отношение к учебе.

Дидактическая игра как метод обучения применяется на уроке на этапе актуализации знаний.

Дидактическая игра «Мостик»

Цель игры – создание условий для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

Игровая ситуация: “Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.
На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.”

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

“Ребята, сегодня вы будете работать в парах, побеждает та пара, которая образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы, ребята, поможете построить новый мостик через реку. Прочитайте слова, которые у вас получились.”

Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

“Молодцы, ребята, вы составили много слов. Теперь объясните, почему вы написали в слове ключик суффикс –ик-, а в слове замочек суффикс -ек-.”

Чтобы правильно написать суффиксы -ек-, и -ик-. Нужно изменить форму слова. Если при склонении гласный «убегает», то пишется суффикс -ек-. Например, замочек (замочка). А если гласный «не убегает», то пишется суффикс -ик-. Например, ключик (ключика).

“Молодцы. Мы с вами вспомнили не только правило, но и, посмотрите внимательно на доску, построили новый мостик. Теперь слова снова могут образовываться с помощью суффиксов.

Ребята, а возникли ли у вас какие-либо трудности, при образовании новых слов?”

Некоторые согласные чередовались, например, к//ч в слове замок – замочек.

“Молодцы, ребята, вы оказали большую помощь в строительстве мостика.”

На уроках русского языка дидактическая игра как метод обучения позволяет решать такие задач урока, как отработка скорости чтения, слогового состава, развитие орфографической зоркости. Дидактическая игра на уроке помогает снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *