Методика обучения детей рисованию

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение его развития, но никак не на ускорение. Максимальной реализации творческих способностей поможет методика обучения детей рисованию в дошкольном возрасте.

На начальном этапе обучения рисованию преобладает условно-декоративный подход (плоскостное изображение). Ведь маленьким детям сложно передать пространство и объем. Для рисования важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза.

методика обучения детей рисованию

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Основы обучения рисованию

Для создания рисунка нужны обязательные условия:

– ребенка нужно научить видеть вокруг себя предметы и явления;

– важны занятия по развитию движения руки и формирования графических навыков, умению подчинять движение руки поставленной задаче;

– не менее важной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника и формирование эстетического отношения его к окружающему миру.

Вначале дети не умеют правильно держать инструмент рисования (карандаш, кисть). Движения руки при рисовании часто бывают неуверенными, неточными, скованными. Это в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом и своей рукой, а также незнание объекта рисования вызывает затруднения и мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Отработка навыков рисования

Любые навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия и доведения их до автоматизма.

Какие нужно сформировать навыки:

1. Навыки правильно держать инструмент, положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий.

2. Навыки регулирования рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности.

3. Навыки произвольного прекращения движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (но прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения.

4. Навыки сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует овладение несколькими навыками.

Принципы обучения рисованию

В процессе обучения необходимо следовать ряду принципов:

1.От простого к сложному. Новый материал всегда дается постепенно, с учетом пройденного ранее, или же он является развитием и продолжением предыдущей серии заданий.

2.Использование игровых приемов.

3.Развитие творческих способностей. В процессе занятий ребенок каждый раз будет искать свое решение поставленной задачи. Он будет пытаться найти свои способы выражения, без навязывания стереотипов в рисовании деревьев, машин, домов.

4.Умение найти свое, оригинальное решение, не похожее на решения других. Это раскрепощает детей. Они не боятся делать по-своему. Они развивают свое индивидуальное видение. Так становятся настоящими творческими людьми.

Этапы работы на занятиях рисованием

На первом этапе происходит знакомство с наиболее простыми видами техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку.

Вначале детям надо показать работы, выполненные каким-то одним видом техники. Затем рассказать о нем и показать способ выполнения. После чего рассказать о последовательности производимых действий.

Далее детям предлагается повторить данный способ на практике. Дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки.

На втором этапе техника изображения усложняется. Дети знакомятся с такими видами техники рисования, как рисование мыльными пузырями, пеной, кляксами, ребром картона и др. На этих занятиях важно научить детей сравнивать различные виды техники рисования.

На третьем этапе занятий по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4 человек. Для коллективных работ используются такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками, рисование по кругу.

Поэтапная работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла.

Наряду с решением главной задачи происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.

Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушений осанки в структуру занятия необходимо включать физкультминутки и игры на развитие мелкой моторики.

Организационные формы обучения

Методика обучения детей рисованию включает игровые формы занятия, использование наглядного материала, применение различных инструментов для развития доступных ребенку движений руки ребенка.

Игра как прием

Ценным методом стимулирования интереса к рисованию выступает использование различных игр и игровых форм в организации обучения ребенка рисованию.

Игра дает возможность выявлять, поддерживать и развивать все потенциальные способности и склонности ребенка. Игра сама по себе достаточно привлекательна для ребенка.

Играя, ребенок получает удовольствие не столько от результата рисования, сколько от самого процесса игры в рисовании. В игре происходит развитие психических процессов и личности ребенка, таких как мышление, фантазия, что несомненно важно в рисовании.

Для того чтобы рисование было для малыша любимым и желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным.

И если взрослые часто критикуют детские работы, поучают юного художника, навязывают свое видение мира, у малыша постепенно пропадает вера в собственные силы. Активное вмешательство взрослых в процесс рисования лишает ребенка инициативы. Это приводит к тому, что малыш закрывается и перестает рисовать.

Разнообразие инструментов и техник

Техники рисования могут быть различными – как традиционными, так и нетрадиционными.

Однообразие утомляет и надоедает. И если маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или карандаши, то процесс рисования может ему наскучить. Помимо красок и карандашей можно предложить мелки. Ребенок получит не только новый результат, но и совершенно свежие ощущения.

Не стоит злоупотреблять фломастерами. Во-первых, они развивают маленькие ручки куда хуже, чем карандаши, из-за того, что на них практически не нужно нажимать. Во-вторых, фломастерами невозможно передать оттенки.

А вот карандаши и мелки позволяют это сделать прекрасно. Ребенку надо объяснить, что карандашом можно рисовать по-разному. Если давить на него сильно, цвет будет яркий и насыщенный, если водить карандашом по бумаге слегка – нежный, пастельный.

А сколько возможностей для творчества, радости, развития фантазии и моторики таят в себе краски! Разнообразие их видов позволяет создавать рисунки не только на бумаге. Так, красками можно рисовать на гладких камешках, расписывать деревянные дощечки, выводить узоры на стеклянных банках.

Методика обучения детей рисованию пальцами, перышком, ватной палочкой, ниткой, поролоновой губкой полезна для развития нестандартного мышления юного художника.

Принцип чередования художественных материалов и техник помогает поддерживать интерес к изобразительной деятельности..

Важным элементом методики обучения рисованию являются средства наглядности. Рисование с натуры развивает наблюдательность, учит малыша изображать нечто похожее на оригинал. Для этого нужно правильно передать форму, цвет и пропорции. Для начала нужно помочь ребенку рассмотреть игрушку или картинку, обращая внимание на характерные детали.

Особенности обучения рисованию детей 2-3 лет

Первые шаги

Первый опыт рисования обретается ребенком на втором году жизни ребенка. Он характеризуется открытием малышом того, что если карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец подвигать по какой-либо поверхности, то на ней останутся очень интересные следы.

Первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности очень нравятся малышу. Он получает удовольствие от самого процесса движения.

Развитие

Примерно через полгода, если ребенку не мешали активно действовать вначале, способности ребенка к рисованию развиваются.

Малыш стремится установить зрительный контроль за совершением своих движений. Ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями «каракулей», в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций – это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

Опыт

К трем годам ребенок совершает интеллектуальное открытие – оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги.

И, наконец, в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет. Ребенок начинает интерпретировать свои «каляки». Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет.

Не нужно в этом возрасте навязывать ребенку свои образцы правильного рисования. Это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе и помешает построению собственной картины мира.

Взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку.

Хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит.

Эмоции

К трем с половиной годам в детских рисунках появляются сначала люди головоногие, животные, насекомые. Они хаотично разбросаны по всему листу. К четырем годам в рисунках детей появляется линия земли – черная или коричневая полоса. Ребенок рисует зеленые травинки, белый снег и обозначает линию неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний. То, что ребенку эмоционально ближе, он изображает крупнее остальных объектов. Например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам – выше всех членов семьи. Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых.

В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию. Но нужно помнить, что маленькие дети подвижны, неусидчивы, их внимание неустойчиво, они легко отвлекаются.
Скачать “Краткие методические рекомендации по обучению рисованию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *