Для родителей дошкольников всегда наступает сложная, но неотвратимая пора, когда ребенка нужно собрать в школу. Большинство родителей озадачены вопросом подготовки к школе заранее – определяют чадо на подготовительные к школе занятия для получения ими элементарных умений чтения, письма и счета, приобретают школьные принадлежности, стараются записать ребенка в хорошую школу. Однако главным является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Консультация для родителей дошкольников на тему «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Психическая зрелость ребенка как главный фактор
Некоторые дети вообще не проявляют интерес к наступающей для них новой жизни. Они откровенно заявляют о своем нежелании учиться. Или часто так случается, что интерес ребенка к школе гаснет после первых нескольких дней обучения. В этой ситуации уже не спасают яркие школьные принадлежности. Их приобретение ребенок рассматривал просто как игровую ситуацию.
Почему же так случается? Дело в том, что родителями акцент делается на внешнюю сторону готовности ребенка к обучению в школе, а должна быть внутренняя, психологическая готовность к обучению школе ребенка.
Независимо от того, сколько ребенку лет – еще 6 или уже 7 – должен быть достигнут, так называемый, психологический возраст. Возраст по рождению и психологический возраст могут не совпадать.
Незрелость некоторых аспектов психического развития ребенка свидетельствует о его неготовности к обучению в школе. К числу наиболее важных относится проблема развития мотивационной сферы ребенка.
Мотивация и психологическая готовность к ребенка к обучению в школе
Мотивация играет определяющую роль в формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению. Старший дошкольный возраст – это время становления индивидуальной мотивационной системы. Она состоит из самых разных мотивов деятельности и общения ребенка. Некоторые из них приобретают устойчивость и становятся доминирующими.
Доминирующие мотивы ребенка дошкольного возраста
Наблюдения за поведением ребенка в процессе игровой деятельности и общения помогают выявить доминирующие мотивы.
Мотив престижа обнаруживает себя по стремлению ребенка быть во всем первым, в соперничестве с другими.
Готовность ребенка помогать всем говорит о доминировании мотива альтруиста. такой ребенок всегда радуется общей игре.
При доминировании мотива достижения успеха ребенок старательно выполняет каждое требование взрослого. Для него важно получить одобрение взрослого.
Обычно мотив к содержанию деятельности характерен ребенку, увлеченно занятому рисованием или конструированием.
Четкое доминирование мотивов может проявляться не у всех детей. Кроме того, иерархия мотивов может быть крайне неустойчива и зависима от условий и характера деятельности. Но от того, какие мотивы у ребенка являются главными зависит направленность действия, его организованность и устойчивость в достижении цели.
Мотивы к учению и готовность к школе
Мотивационная сфера дошкольника находится в состоянии формирования. Однако к 6-7 годам уже можно заметить зачатки мотива учения. Другими словами психологическая готовность ребенка к обучению в школе означает наличие у него познавательной мотивации. Конечно же, она различается по степени развития и доминирования.
Каким образом проявляются мотивы к учению?
1. Социальные мотивы к учению. Об их сформированности свидетельствует ориентация ребенка на взрослого человека. Для дошкольника он – центральная фигура. Именно поэтому ребенок стремится получить его одобрение и похвалу. Ребенок старается выполнять все задания хорошо, даже если они вне его интереса. Впоследствии добросовестность может стать основой для познавательной мотивации.
2. Любознательный ребенок интересуется новыми занимательными фактами и явлениями. Ему интересно овладеть способами добывания знаний. При этом он не стремится хорошо выполнять задания. Ведь для такого ребенка важен сам процесс. Внешняя сторона задания ему не интересна. Это дошкольник с познавательным мотивом. Важно научить такого ребенка ответственности.
3. Игровой мотив позитивно сказывается не только на развитии произвольности действий, но и на развитии наглядно-образного мышления. Благодаря этому у ребенка идет формирование исследовательского интереса – основы умственных действий. Именно на игровом мотиве строится обучение в 1 классе. Однако необходимо создать условия для перехода от созерцательности и демонстративности игрушек к содержательной стороне игры с ними.
4. Для некоторых детей стремление занять новую позицию школьника есть обретение ими некоего авторитета и самоутверждения. Они считают, что это позволит влиять на других детей. Это выраженный позиционный мотив, который тоже можно преобразовать в познавательный. Для этого нужно научить ребенка осознавать и анализировать его отношения с окружающими.
Наличие всех этих перечисленных мотивов подтверждает психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок индивидуален. В нем всегда доминирует какой-то один из этих мотивов. Распознав его, родителям легче найти направление воспитательного воздействия на ребенка и тем самым подготовить ребенка к школе.