Особенности детско-родительских отношений

Ребенок развивается в непосредственном контакте со своими родителями. Особенности детско-родительских отношений в семье формируют у ребенка тот или другой “образ семьи”. Значение “образа семьи” заключается в том, что в соответствии с ним у ребенка складывается представление о себе, самооценка, поведение. Через формирование «образа семьи» ребенок усваивает жизненные ценности. В последствии это влияет на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека.

особенности детско-родительских отношений

Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Психологические особенности

Отношения с близкими людьми – важнейший ресурс «защищенного» развития ребенка. По степени интенсивности, доверительности, по разнообразию форм проявления, долговременности и постоянству, влиянию на становление личности и сознания отношения по вектору “родители – ребенок”, бесспорно, вне конкуренции.

Ведь то, что можно ребенку с родителями, не позволено ни с кем. Как правило, дети вполне осознают это обстоятельство. Хорошо представляя важность собственной персоны для родителей, иногда даже манипулируют ими.

Подавляющее большинство детей воспринимают родительскую любовь, заботу, ласку как само собой разумеющееся, положенное им по факту рождения. Однако родительская любовь для детей 5–6-летнего возраста скорее не чувство, а видимые акты, конкретные формы заботы. Вот почему ребенок, если не видит актов заботы, если ему в чем-то отказывают, не выполняют его требований и желаний, зачастую делает неверное умозаключение о том, что родители его не любят.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он идеализирует своих родителей. Папа и мама для него лучшие, сильные, умные и т.д. А вот дети старшего дошкольного возраста уже так не считают, иногда с ужасом убеждаясь в том, что родители не идеальны. Старшие дошкольники часто критикуют своих родителей.

Потребительское отношение ребенка к родителям, к сожалению, не является исключением. “Образ родительской любви” расплывчат у детей. Но дети имеют определенное представление о наказаниях, о том, что делают родители, когда сердятся на ребенка.

Родительское поведение в повседневных бытовых ситуациях наиболее знакомо и доступно детскому подражанию. Акты проявления родительской заботы о детях, доступные детскому пониманию, в полной семье примерно одинаковы. Родители обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей ребенка: кормят, одевают, укладывают детей спать. Кроме того, они еще отдыхают и работают. Ребенок способен отразить эти поведенческие акты.

Особенности детско-родительских отношений отражаются в позиции ребенка. Они носят регулирующий, контролирующий, направляющий характер взаимодействия.

Семья и особенности диагностики отношений

Для того, чтобы выявить особенности детско-родительских отношений в психологии используется проективный тест “Рисунок семьи”. Тест помогает прояснить эмоциональное отношение ребенка к членам своей семьи. Показывает как ребенок воспринимает и свою роль в семье. Характеризует отношения, которые вызывают тревожные и конфликтные чувства.

Рисуночный тест “Моя семья” можно использовать для детей 4х-5-ти лет. Но наиболее продуктивно данный тест использовать для выявления особенностей детско-родительских отношений в старшем дошкольном возрасте.

Нужно дать ребенку лист А4 и карандаш, попросив нарисовать семью. В рисунке взрослый анализирует последовательность рисования членов семьи. Их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи. Отличия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Интерпретация результатов теста

Обычно родители изображаются  ребенком  на рисунке вместе. Отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости.

Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может, тем не менее, изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола.

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например, держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок изображает одного из родителей неестественно большого размера. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы.

Родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности. Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении.

Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи.

Родительское недовольство, чрезмерная критичность способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Выводы

Особенности детско-родительских отношений, выявленные через рисуночный тест, являются поводом для родителей скорректировать собственную позицию в семье. Но никак не наоборот, потому что родители взрослые и должны осознавать создаваемую ими модель семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *