Основные типы детско-родительских отношений в семье

Все дети разные. Они отличаются не только внешними данными, но и характерами, поведением, а также по ряду других характеристик. Среди них – особенности и типы детско-родительских отношений. Отношение родителя к ребенку можно рассматривать как с точки зрения реальных взаимодействий, так и отношений, подчиненных влиянию неосознанной мотивации.

типы детско-родительских отношений

Благоприятные и неблагоприятные типы детско-родительских отношений

Несмотря на сложность и неоднозначность современных детско-родительских отношений, все же родительские позиции можно классифицировать и выделить типичные профили. В качестве критерия в данном случае может выступать их отношение к детям (осознанное или неосознанное).

Благоприятные профили родительского отношения

Понимающие родители

Такая родительская позиция характеризуется хорошим знанием своего ребенка. Родители реально оценивают его и поступки, которые совершает ребенок. На различные ситуации взрослые реагируют адекватно и гибко. Они способны встать на позицию ребенка или принять его точку зрения. Понимающие родители – те, кто принимают ребенка таким, какой он есть. Они часто с ним разговаривают, умеют слушать. Обычным является и совместное переживание сложных ситуаций. Родители защищают свое чадо при любом ходе событий. Согласитесь, такое отношение встречается не часто.

Покровительствующие родители

Как и понимающие родители, они хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно при этом реагируя на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимая диалог. Свою точку зрения покровительствующие родители считают единственно правильной. Не случайно в такой семье дети многое чего скрывают от своих родителей.

Безразличные родители

Такие родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Они чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживания ребенка. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо. Часто такие родители заняты решением каких-то своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе. Главным правилом таких родителей является “одет, сыт, что еще надо”.

Родительские позиции неблагоприятного профиля

Подавляющие

Эмоциональное отвержение ребенка у родителей подавляющего типа проявляется в наибольшей степени. Такие родители очень много запрещают и приказывают ребенку. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно затрудняются предсказать его поведение в различных ситуациях. При такой родительской позиции отношения с детьми характеризуются напряженностью и носят скачкообразно изменяющийся характер.

Тревожные

Представители этой родительской группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, достаточно эмоциональны по отношению к ним. Но они не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения с детьми у таких родителей характеризуются неустойчивостью и двойственностью.

Отстраненные

Родительская позиция отличается крайней негибкостью, косностью. Наблюдается полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком. У родителей имеются повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большей привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка. Они не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Несмотря на то, что они плохо знают своих детей, представления о них достаточно адекватны.

От чего зависит тип детско-родительских отношений

Характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от различных факторов. Вот несколько из них.

1. Особенности личности родителя и личности ребенка, а также форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей.

3. Нравственно-эмоциональная атмосфера в семье.

4. Применяемые родителями средства воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи.

6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения в семье.

Качество детско-родительских отношений зависит не только от отдельных факторов, но и от их совокупности. Все это оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, на социальную адаптированность ребенка, на установки в общении на стадии взрослости.

курсовые и дипломные работыДополнительно рекомендуем: “Тип родительской позиции. Тест”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *