Плавание оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма детей. Этот вид физического развития оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую и нервную систему. Плавание тренирует все мышечные группы, развивает координацию движений. Методика обучения плаванию направлена на организацию педагогического воздействия в виде тренировки и выработки двигательных навыков.
Методика обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: общие вопросы теории и практики
О проблемах методики обучения плаванию
В современной педагогике существуют различные методики обучения плаванию. Но остаются нерешенными некоторые теоретические и практические вопросы.
В частности, до сих пор спорны вопросы относительно способа, с которого следует начинать обучение плаванию.
Спорным также является вопрос о целесообразности и степени использования поддерживающих средств в начальном обучении.
Недостаточно обоснованной является технология учета индивидуальных особенностей детей при обучении плаванию.
В то же время подавляющее большинство существующих методик обучения детей плаванию предполагают плавание на мелком месте или в условиях крытого бассейна.
Основные методики обучения плаванию детей
В настоящее время используются две основные методики обучения плаванию: параллельно-последовательная и одновременная.
Параллельно-последовательная методика обучения плаванию состоит в том, что обучают вначале способам плавания, сходным по своей структуре.
При одновременном методе обучения из всех составляющих элементов различных способов плавания выделяются основные, освоение которых способствует быстрому изучению способа в целом и формированию более прочного плавательного навыка.
Грамотная организация урока по плаванию очень важна. Ведь в бассейне обычно бывает слишком шумно. Кроме того, уроки должны быть максимально безопасны для детей.
При проведении занятий по начальному обучению плаванию у детей младшего школьного возраста следует учитывать индивидуальные психофизиологические особенности организма ребенка.
Важным аспектом формирования оздоровительной направленности занятий физической культуры является определение объема и интенсивности нагрузок, которые применяются в течение занятия.
Методы организации обучения плаванию на уроке
Поточный метод основан на выполнении обучающимися поочередно несколько упражнений, одинаковых для всех. Благодаря данному методу реализуется высокая плотность занятия.
Метод групповых занятий применяется для дифференциации нагрузки в процессе занятия, когда каждая группа выполняет свое задание.
Метод индивидуальных занятий учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Современные подходы к обучению плаванию
Биомеханические закономерности формирования плавательных движений лежат в основе современного способа обучения. Биомеханический аспект плавания – вид произвольно координированных движений человека. Координация движений в плавании определяется посредством движений рук, ног и дыхания.
Данная методика состоит из 2-х этапов. Первый этап предполагает обучение навыку удержания на воде. Второй – обучение передвижению в воде.
Умение опираться на воду и удерживаться на ее поверхности формируется с помощью упражнений. В основе их лежит опорный гребок. Методика на основе опорного гребка позволяет сократить значительно период обучения детей плаванию. Важно выполнение опорного гребка с различной скоростью, амплитудой (размахом), с различным ритмическим рисунком.
Методика ориентирована на умение детей найти опору посредством имитационных упражнений на суше. Дети учатся воспроизводить гребок у опоры, по заданному трафарету, у зеркала, без зрительного контроля и др. Затем гребок воспроизводится у неподвижной опоры в воде.
Использование психотехнических игр и приемов в процессе обучения плаванию обеспечивает улучшение показателей техники, психомоторных способностей, самоконтроля и самооценки качества движений обучающихся.
Ведущее место на занятиях с детьми должны занимать игры. Например, игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: «Кто дольше удерживается на поверхности воды?», «Кто выше поднимется из воды?» и т.п.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей.