Все дети разные. Они отличаются не только внешними данными, но и характерами, поведением, а также по ряду других характеристик. Среди них — особенности и типы детско-родительских отношений. Отношение родителя к ребенку можно рассматривать с точки зрения реальных взаимодействий, а также отношений, подчиненных влиянию неосознанной мотивации.
Благоприятные и неблагоприятные типы детско-родительских отношений
Содержание страницы
Современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и неоднозначностью. Однако, родительские позиции все же можно классифицировать и выделить типичные профили. В качестве критерия выступает их отношение к детям в семье.
Благоприятные профили родительского отношения
Понимающие родители
Такая родительская позиция характеризуется хорошим знанием своего ребенка. Родители реально оценивают его и поступки, которые совершает ребенок. На различные ситуации взрослые реагируют адекватно и гибко. Они способны встать на позицию ребенка или принять его точку зрения. Понимающие родители — те, кто принимают ребенка таким, какой он есть. Они часто с ним разговаривают, умеют слушать. Обычным является и совместное переживание сложных ситуаций. Родители защищают свое чадо при любом ходе событий.
Покровительствующие
Ка и понимающие родители, они хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно при этом реагируя на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимая диалог. Свою точку зрения покровительствующие родители считают единственно правильной.
Безразличные
Такие родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Они чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживания ребенка. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо. Часто такие родители заняты решением каких-то своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.
Родительские позиции неблагоприятного профиля
Подавляющие
Эмоциональное отвержение ребенка у родителей подавляющего типа проявляется в наибольшей степени. Такие родители очень много запрещают и приказывают ребенку. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно затрудняются предсказать его поведение в различных ситуациях. При такой родительской позиции отношения с детьми характеризуются напряженностью и носят скачкообразно изменяющийся характер.
Тревожные
Представители этой родительской группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, достаточно эмоциональны по отношению к ним. Но они не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения с детьми у таких родителей характеризуются неустойчивостью и двойственностью.
Отстраненные
Родительская позиция отличается крайней негибкостью, косностью. Наблюдается полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком. У родителей имеются повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большей привязанности к нему.
Отвергающие
Родители этой группы отстранены от ребенка. Они не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Несмотря на то, что они плохо знают своих детей, представления о них достаточно адекватны.
От чего зависит тип детско-родительских отношений
Характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от различных факторов. Среди них:
1. Особенности личности родителя и личности ребенка, а также форм их поведения.
2. Психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей.
3. Нравственно-эмоциональная атмосфера в семье.
4. Применяемые родителями средства воспитательного воздействия.
5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи.
6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения в семье.
Качество детско-родительских отношений зависит от этих факторов, их совокупности. Все это оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, на социальную адаптированность ребенка, на установки в общении на стадии взрослости.
Дополнительно рекомендуем: «Тип родительской позиции. Тест»