Воспитание подростков: как правильно построить отношения

воспитание подростковСвоеобразие подросткового возраста требует со стороны взрослого человека решительных изменений в формах взаимоотношений. Казалось бы, еще вчера послушный и вежливый ребенок вдруг становится грубым, упрямым и недисциплинированным. Это свидетельствует о завершении «золотого возраста» ребенка, когда он уравновешен, доверчив, особенно не обеспокоен своей внешностью, и находится в ровных отношениях с родителями.

Воспитание подростков, как и установление взаимопонимания с ними, невозможно без учета специфики подросткового возраста (11-15 лет).

Для каждого возрастного этапа развития подростка свойственны определенные поведенческие особенности, хотя нет четких и определенных границ – развитие всегда индивидуально. Но переходы сопровождаются кризисными явлениями.

Чем характеризуется подростковый возраст

Происходит интенсивное и неравномерное физическое развитие. Угловатая и нескладная фигура – результат значительного роста тела. Головокружение, утомляемость, слабость, повышение давления – признаки диспропорции объема сердца и диаметра кровеносных сосудов. Проявления вспыльчивости, возбудимости и раздражительности свидетельствуют об изменениях деятельности желез внутренней секреции. В результате полового созревания появляются половые влечения.

Существенные изменения происходят в характере подростка. Он становится неуравновешенным и импульсивным. Заметное развитие получают волевые черты характера – упорство и настойчивость.

Именно в этот период возникают проблемы отношений подростков и взрослых – постоянно можно «ожидать» те или иные кризисные ситуации в отношениях.

Воспитание подростков тесно связано с установлением правильных взаимоотношений, что невозможно без учета особенностей поведения подростка.

Особенности поведенческих проявлений подростка

Для подростка 11 лет, а именно в это время начинается перестройка организма, характерна импульсивность, частая смена настроения, частенько звучат негативные нотки, нередко приводящие к ссорам со сверстниками и родителями.

У 12-летнего подростка усиливается стремление к автономности, он отдаляется от семьи, сближаясь со сверстниками, влияние которых растет. Подросток обращает внимание на свою внешность и интересуется противоположным полом.

В 13 лет подросток критичен к родителям, избирателен в дружбе, себя оценивает крайне негативно. У подростка ярко выражены колебания в настроении.

14-летний подросток более общительный, энергичный, уверенный в себе. Общение – вот главное содержание его жизни. Интересуясь реакцией людей в общении, подросток намеренно создает провокационные ситуации.

У подростка 15-ти лет обостряется желание независимости, его отношения со взрослыми крайне напряжены. Характерной чертой является потребность принадлежать какой-либо группе, идентифицировать себя с нею.

Только к 16 годам устанавливается равновесие – самостоятельность сочетается с жизнерадостностью, общительность с эмоциональной стабильностью.

Воспитание подростков: на чем сделать акцент

1.Нравственное воспитание.

Если раньше ребенок действовал по указанию взрослых, то теперь для него важны собственные убеждения, идеалы, ценности и суждения. В своем стремлении к независимости подросток может ошибаться и утвердить в себе отрицательные качества.

Как не допустить утверждение в формирующемся подростковом сознании ошибочных нравственных ценностей и следование чуждым идеалам и установкам? Нужно понимать, что нотации и сухие нравоучения могут дать обратный результат. Однако это не означает, что не нужно поправлять неправильные взгляды подростка. Подросток хорошо понимает аргументацию и, убедившись в обоснованности суждения, может согласиться с разумными доводами. Важно представить их умело и тактично, в убедительной форме.

2.Самовоспитание.

Нужно пробуждать и поддерживать естественное стремление подростка к самовоспитанию, помогать разобраться в недостатках и видеть собственные достоинства, подсказывая, как и в каких формах можно себя контролировать.

3.Воспитание правильного чувства взрослости.

Обычно подростки переоценивают свои возможности и убеждены в своей взрослости, и потому претендуют на отношение к ним как к равным, отрицая при этом авторитет взрослых, и, соответственно, игнорируя их требования. Что делать?

Во-первых, проявлять тактичность и уважение. Повышенную критичность подростка по отношению к взрослым можно рассматривать как утверждение себя в состоянии взрослости. В любом случае подростку требуется логическое разъяснение почему так, а не иначе.

Во-вторых, следует признать право подростка на некоторую самостоятельность и независимость, но это не означает отсутствие контроля, который в любом случае необходим. Однако следует освободить подростка от мелочной опеки, навязчивой и назойливой заботливости.

В-третьих, отказаться от категоричности распоряжений и требований. Нужно научится с подростком договариваться и помнить, что пример поведения взрослых для подростка имеет особое значение.

Воспитание подростков требует от взрослого человека не только терпения, но и умения «обходить острые углы», а именно: не настаивать на откровенности подростка, не нарушать его личное пространство, не игнорировать его позицию и мнение, не поучать, не критиковать.

Для того, чтобы правильно построить отношения с подростком необходимо проявлять уважение к нему и к его чувствам, больше общаться с ним, тактично интересоваться его жизнью, увлечениями, друзьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Please wait...

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

Напишите свой адрес и имя