Учебная мотивация младших школьников: как формировать

учебная мотивация младших школьников"Повезло тем родителям, для которых не существует проблемы учебной деятельности их детей. Но для многих пап и мам учебная мотивация младших школьников – настоящая дилемма. С одной стороны, наказание не принимается как способ воспитания ребенка, а с другой – нежелание ребенка учиться требует принятия каких-то строгих мер. Что же делать?

Во-первых, надо понять из чего вообще складываются мотивы к обучению. Во-вторых, учебная деятельность младших школьников имеет определенные особенности и возможно здесь кроятся причины нежелания ребенка. В-третьих, немалую роль в учебной мотивации детей играют взрослые.

Из чего складываются учебные мотивы

Учебная мотивация младших школьников возникает в результате интереса. Ребенку может быть интересен либо результат, либо само содержание деятельности. Этот интерес и формирует потребность получать знания.

Особое значение имеют внутренние (психологические) условия обучения, к которым относятся особенности восприятия ребенка, его внимание и эмоции.

Психологические факторы мотивации

«Созерцательная любознательность» — так часто характеризуют восприятие детей младшего школьного возраста. Дети воспринимают все яркое, острое, живое и обязательно связанное с действием. Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают эмоционально и наглядно. Сложные теоретические учебные задачи не вызывают интереса, не мотивируют учиться.

Существует произвольное и непроизвольное внимание. У младших школьников хорошо развито последнее. Непроизвольное внимание сложно удержать долго, оно имеет короткую мотивацию, т.е. внимание ребенка привлечет что-то неожиданное, яркое, интересное, то, что впечатляет. Особенность непроизвольного внимания в том, что оно не требует усилий, но оно характеризуется неустойчивостью. Слабость произвольного внимания, свойственная возрасту, не позволяет ребенку достичь желаемых результатов и при недостаточно развитой волевой сфере интерес к обучению «гаснет».

Слабая память также может быть не мотивирующим фактором. Память у младшего школьника находится в процессе развития и преобладает наглядно-образная с опорой на конкретные категории. Однако при неправильно расставленных акцентах (преобладание слов и логики над наглядностью и образностью в обучении) у ребенка возникают проблемы запоминания, что сказывается на результатах обучения и, следовательно, на учебной мотивации.

Влияние оценки и родительского отношения

На учебную мотивацию младшего школьника существенно влияет оценка. Это не просто результат выполненной деятельности в виде балла, это – социальный статус школьника. Оценкой можно как поддержать мотивацию ребенка, так и низвести ее до нулевого уровня.

Оценка не должна быть поводом принятия родителями мер для наказания. Она лишь показывает, что ребенку нужна помощь, что он не справляется.

Положительное отношение ребенка к учению – результат правильного педагогического подхода в обучении и результат поддержки со стороны родителей (совместное эмоциональное переживание радости поиска и открытий в процессе обучения). У ребенка должны возникать положительные эмоции в отношении учебной деятельности (содержания, форм и методов).

Ситуация успеха – важное условие для достижения младшим школьником хорошего результата в учении. Это нужно для его уверенности в собственных силах. Иногда достаточно лишь один раз ребенку почувствовать эмоции успеха или радость познания, чтобы возникла мотивация к учебной деятельности.

Часто родители упрекают детей за то, что они не понимают значимость успешного учения. Младшим школьникам действительно трудно понять важность успехов в учебе для их будущего. Степень этой значимости ими воспринимается через отношение и эмоциональную оценку родителей. Младший школьник в таком возрасте, когда он доверяет позиции взрослого, полагаясь на его мнение.

Учебная мотивации младших школьников, их отношение к учебной деятельности есть ничто иное, как отражение отношения родителей к результатам этой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Please wait...

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

Напишите свой адрес и имя