Психологическая готовность к школе ребенка: как распознать

психологическая готовность к школе ребенкаДля родителей дошкольников всегда наступает сложная, но неотвратимая пора, когда ребенка нужно собрать в школу. Большинство родителей озадачены вопросом подготовки к школе заранее – определяют чадо на подготовительные к школе занятия для получения ими элементарных умений чтения, письма и счета, приобретают школьные принадлежности, стараются записать ребенка в хорошую школу.

Однако некоторые дети вообще не проявляют интерес к наступающей для них новой жизни, и откровенно заявляют о своем нежелании учиться. Или часто так случается, что интерес ребенка к школе гаснет после первых нескольких дней обучения. В этой ситуации уже не спасают яркие школьные принадлежности, приобретение которых, как оказалось, ребенок рассматривал как игровую ситуацию. Дело в том, что родителями акцент делается на внешнюю сторону готовности ребенка к обучению в школе.

Дело в том, что для новой жизни должна быть психологическая готовность к школе ребенка. Независимо от того, сколько ребенку лет – еще 6 или уже 7 – должен быть достигнут, так называемый, психологический возраст. Возраст по рождению и психологический возраст могут не совпадать.

Под психологической готовностью к школе ребенка понимается достижение им необходимого и достаточного уровня психического развития для освоения школьной программы, опирающиеся на некий средний уровень психического развития детей к концу дошкольного возраста, в условиях обучения в группе сверстников.

Незрелость некоторых аспектов психического развития ребенка свидетельствует о его неготовности к обучению в школе. К числу наиболее важных относится проблема развития мотивационной сферы ребенка.

Мотивация и психологическая готовность к школе ребенка

Мотивация играет определяющую роль в формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению. Старший дошкольный возраст – это время становления индивидуальной мотивационной системы, состоящей из самых разных мотивов деятельности и общения ребенка. Некоторые из них приобретают устойчивость и становятся доминирующими.

Доминирующие мотивы ребенка

Наблюдения за поведением ребенка в процессе игровой деятельности и общения помогают выявить эти доминирующие мотивы:

    • мотив престижа обнаруживает себя по стремлению ребенка быть во всем первым, он всегда соперничает с другими,
    • мотив альтруиста проявляется в готовности ребенка помогать всем, радоваться общей игре,
    • мотив достижения успеха свойственен ребенку, старательно выполняющим каждое требование взрослого, чтобы получить одобрение,
    • мотив к содержанию деятельности характерен ребенку, увлеченно занятому, например, рисованием или конструированием.

Четкое доминирование мотивов проявляется не у всех детей, кроме того, иерархия мотивов может быть крайне неустойчива и зависима от условий и характера деятельности. Но от того, какие мотивы у ребенка являются главными зависит направленность действия, его организованность и устойчивость в достижении цели.

Готовность к школе и мотивы к учению

Мотивационная сфера дошкольника находится в состоянии формирования, но все уже можно заметить зачатки мотива учения, которые тоже различны по степени развития и доминирования. Но именно мотивы к учению определяют психологическую готовность к школе ребенка.

1. Если для дошкольника взрослый человек – центральная фигура, и ребенок стремится получить его одобрение и похвалу, стараясь выполнять все задания хорошо (при этом знания вне интереса ребенка), то можно говорит о доминировании социального мотива к учению. Впоследствии добросовестность может стать основой для познавательной мотивации, что является важным для развития готовности ребенка к обучению в школе, нужно только поменять цели. .

2. Любознательный ребенок интересуется новыми занимательными фактами и явлениями, овладевает способами добывания знаний, но при этом он не стремится хорошо выполнять задания (для него важен сам процесс, а внешняя его сторона ему не интересна). Это дошкольник с познавательным мотивом. Важно научить такого ребенка ответственности.

3. Игровой мотив позитивно сказывается не только на развитии произвольности действий, но и на развитии наглядно-образного мышления. Благодаря этому у ребенка идет формирование исследовательского интереса – основы умственных действий. Именно на игровом мотиве строится обучение в 1 классе. Однако необходимо создать условия для перехода от созерцательности и демонстративности игрушек к содержательной стороне игры с ними.

4. Стремление ребенка занять новую для него позицию школьника, что рассматривается им как обретение некоего авторитета и самоутверждения, позволяющие влиять на других детей, свидетельствует о выраженном позиционном мотиве. Нужно научить ребенка осознавать и анализировать его отношения с окружающими.

Мотивы к учению включают в себя все эти виды, их наличие подтверждает психологическую готовность к школе ребенка. Каждый ребенок индивидуален и всегда доминирует какой-то один из этих мотивов. Распознав его, родителям легче найти направление воспитательного воздействия на ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Please wait...

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

Напишите свой адрес и имя