Проблемы воспитания детей: истоки негативного родительского воздействия

Через призму взаимоотношений в семье дети воспринимают окружающий мир и свое место в нем. Именно поэтому проблемы воспитания детей в первую очередь связаны с характером общего микроклимата в семье.

Принятые в родительской семье ценностные ориентации, социальные ожидания, способы решения проблем и модели поведения полностью усваиваются детьми и служат основой для построения взаимоотношений с другими людьми.

Характер взаимоотношений в семье определяет и качества личности ребенка — уверенность или робость, доверие или страх, теплота в общении или отчуждение и холодность, спокойствие или тревога.

проблемы воспитания детей

Существует два полярных вида взаимоотношений в семье – кооперация и конкуренция. Кооперация характеризуется наличием атмосферы взаимопомощи и поддержки. В этих условиях воспитание и развитие ребенка протекает ровно и безболезненно в любом его возрасте. Но такую атмосферу в семье не всегда удается сохранить.

Возникающие порой семейные противоречия не просто отдаляют супругов друг от друга, но и напрягают детско-родительские отношения, формируя атмосферу нервозности. Напряженность в семье приводит к тому, что дети постоянно испытывают психические потрясения и травмы, являющиеся основой последующих детских комплексов. В этих условиях воспитание детей становится проблемой.

Истоки негативного родительского воздействия на детей

По степени патогенной значимости можно выделить некоторые стороны негативного родительского воздействия на детей, вызванные неправильными взаимоотношениями:

  • несоответствие требований
  • неприятие детей
  • неравномерность характера воспитания
  • несогласованность подходов к воспитанию
  • непоследовательность воспитания
  • неустойчивость общения с детьми
  • тревожность по отношению к детям

Несоответствие требований выражается в предъявлении со стороны родителей требований к детям без учета их потребностей и возможностей. Требование выполнения предписаний и правил, которые ребенку на практике трудно выполнить, свойственно родителям с авторитарным характером или невротическим родителям. Ограничения, строгая дисциплина и запреты часто обусловлены материнской неудовлетворенностью браком в связи с недостаточным участием отца в воспитании детей.

Непринятие детей (эмоциональное или индивидуальное) характеризуется раздражением, постоянными замечаниями и наказаниями (нередко физическими), отсутствием ласкового и нежного отношения к ребенку. Неприятие родителями индивидуальности ребенка (в том числе отнесение его не по возрасту к маленьким или взрослым) приводит к навязыванию ему своих решений, нетерпимости возражений и конфликтам. Эмоциональное непринятие выражается в отсутствии или недостаточности теплоты в отношениях. Подобное возможно в случае эмоциональной незрелости самих родителей, нежелательности ребенка или его половой принадлежности.

Неравномерность характера воспитания проявляется либо в чрезмерной материнской заботе, либо в ее недостаточности по разным причинам, либо в волнообразности внимания и заботы.

Несогласованность подходов к воспитанию, как правило, вызвана различием характеров (твердый или мягкий) и принципов воспитания. Поэтому один родитель чрезмерно строг, а другой потакает ребенку.

Непоследовательность воспитания понимается как неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности и может быть проявлением истеричности в характере матери или симптомом ее невротического состояния и мягкости и неустойчивости характера у отца.

Неустойчивость общения проявляется отсутствием ровных эмоциональных отношений и частым переходом к общению на повышенных тонах, даже к крику. Причины могут быть те же, что и при непоследовательности, а также неудовлетворенность матери супружескими (в том числе сексуальными) отношениями.

Тревожность в воспитании проявляется постоянным беспокойством о детях, излишними опасениями. Конфликты в семье усиливают материнскую тревожность по отношению к детям.

Проблемы воспитания детей начинаются с неспособности родителей создать гармоничные и доброжелательные детско-родительские отношения.

Искажения взаимоотношений в семье отрицательно влияют на процесс становления эмоционально-волевой сферы у детей и формирования их личности.

Комментарии 2

  • В последнее время все чаще можно увидеть мам, которые то сюсюкают, то тут же одергивают ребенка.

  • Это на словах все красиво и правильно, а в жизни уж как получится..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Please wait...

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

Напишите свой адрес и имя