Полоролевая идентификация детей в неполной семье

Полоролевая идентификацияСемья определяет жизненный путь ребенка. Психологическое благополучие детей и их жизненные ориентации зависят от многих обстоятельств, в том числе и от структуры семьи. К сожалению, сегодня неполная семья (отсутствие по разным причинам матери или, чаще, отца) – нередкое явление.
Психологические проблемы развития детей возникают не столько из-за одностороннего родительского воспитательного воздействия или материальных трудностей неполной семьи, сколько из-за нарушенной полоролевой идентификации у детей.
Традиционная модель полоролевой идентификации основывается на разделении функций отца и матери в семье. Соотношение понятий отцовства и материнства – ключевой аспект полоролевой дифференциации.

Подражание как механизм идентификации

Мальчики чаще всего примеряют для себя стереотипы мужской роли, а девочки – роли матери.
Полоролевая идентификация девочек основана на тесных и длительных отношениях с матерью. Мальчики мать и отношения с нею отождествляют с женским миром.

В полной семье ребенок наблюдает модели женской и мужской половых ролей, видит и чувствует взаимоотношения, складывающиеся между родителями, а также различает воспитательные меры, используемые ими. Особое значение для детей имеет отцовское воспитание. В семье порядок устанавливает мужчина, разграничение функций принадлежит именно ему.

Полоролевая идентификация: проблемы в неполной семье

  1. В неполной семье у ребенка не складывается необходимый образ супружеских отношений. Не получается у него сформировать правильные представления и о своей будущей супружеской роли. Искаженная внутренняя схема мешает в дальнейшем построить свою собственную семью.
  2. Слабость навыков полоролевого поведения у ребенка из неполной семьи проявляется в недисциплинированном поведении, в его безответственности, в проявляемой агрессивности, в вознесении значимости для жизни материальных ценностей.
  3. Материнское воспитание формирует у мальчиков черты женского характера, а компенсация мужественности происходит за счет бравирования мужскими манерами, которые ими понимаются просто как «не женские» и усваиваются искаженно. Мальчики нарочито стараются проявлять грубость, жесткость, резкость. Часто мальчикам под воздействием исключительно материнского воспитания присущи повышенная тревожность и потребность самоутверждения.
  • Негативно сказывается на становление девочки как будущей женщины и жены недостаток мужского воспитания. Неразвитость навыков межполового общения впоследствии отражается на ее семейной жизни.
  • Полоролевая идентификация и усвоение навыков половых взаимоотношений и роли в семье значительно успешнее проходит у детей из полной семьи, обеспечивающей гармоничное развитие ребенка, которое осуществляется под воздействием мужского и женского образа мышления и поведения.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Please wait...

    ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

    Напишите свой адрес и имя