Методы воспитания детей в семье: родительское требование

методы воспитания детей в семьеВ процессе воспитания детей родители часто задумываются о том как правильно разговаривать с детьми, как им объяснять, чтобы поняли, как сказать, чтобы поверили? Другими словами — какие методы воспитания детей использовать, чтобы эффективно воздействовать на ребенка.

Каждому хочется видеть ребенка хорошим человеком, правильным, умным, жизнерадостным и самостоятельным.

Дети приобретают жизненный опыт и становятся личностями не только общаясь со взрослыми и другими детьми, но и часто случайно выбирая те или иные книги, телепередачи, фильмы и игры. Методы воспитания детей в семье должны упорядочить, по возможности, воздействие всех этих внешних факторов.

Требование как метод родительского воздействия

Требование — это определенное указание детям как именно необходимо поступать или действовать.

Существует так называемая «лестница требований», которая поможет наглядно увидеть, какой способ воздействия на ребенка оказывается преобладающим:

методы воспитания детей в семье

Очевидно, что воспитание в категоричной и жесткой форме требования малоэффективно и даже, более того, дает отрицательные плоды.

Такие требования, как команды, указания, запреты, как правило, ориентированы на подчинение ребенка, что само по себе уже является негативным. Ведь залогом успешности детско-родительских отношений, особенно воспитание взрослых детей, является взаимопонимание и взаимоуважение. Дети игнорируют эти требования, если взрослый не имеет у них авторитета.

Слабая (или косвенная) форма требования хотя и не предусматривает немедленного подчинения ребенка, но дает ребенку свободу выбора, право быть самостоятельным. Такое требование имеет хороший воспитательный результат.

Условия использования требования как метода воспитания детей в семье

1. Требование нельзя применять сгоряча или исходя из сиюминутного желания достичь немедленного детского послушания. Ребенок чувствует родительское раздражение или его беспомощности, и потому не торопится слушаться. Требование должно показывать уверенность и знание родителя.

2. Исполнение любого требования должно быть проконтролировано. Если такой возможности или желания нет, то лучше ничего от ребенка не требовать. Дети хорошо чувствуют родительскую слабость. Кроме того бесконтрольное требование научит ребенка хитрости в поведении.

3. Жесткие требования к ребенку лучше всего избегать, в крайних случаях их должно быть немного, и они не должны применяться систематически.

4. Категоричность и жесткость, конечно, возымеют воздействие, но только на маленького ребенка — он подчинится силе и власти родителя. Но данный подход не является гуманным. Дети научаться бояться родителей, а без их присутствия могут вести себя совершенно по-другому — так формируется двойственность и нечестность.

5. Самое эффективное требование — это требование полезное и необходимое, установленное по договоренности между родителем и ребенком. В этом случае дети учатся самоконтролю.

Основные методы воспитания детей в семье посредством требования — систематические поведенческие упражнения для научения ребенка, поручение как метод формирования ответственности, демонстрация примера для организации детской деятельности и ситуация свободного выбора для моделирования момента реальной жизни.

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Please wait...

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ

Напишите свой адрес и имя